Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета го...

Авторизация





Астролог и медиум Вильям Лилли. Новый английский Мерлин
Магия и пророчества - Пророки и предсказатели

астролог и медиум вильям лилли. новый английский мерлин

Вильям Лилли родился I мая, Вальпургиевой ночью (ночь, когда ведьмы собираются на шабаш), 1602 года в Дайсворте в Лестершире в семье Вильяма Лилли, арендатора, и его жены Алисы, дочери Эдварда Бархема. В 1613 году юный Лилли был послан на обучение в классическую гимназию Эшбидела, которой руководил Джон Бринсли Старший. Там Вильям изучил латинский, греческий языки и основы иврита. В возрасте шестнадцати лет он заинтересовался вопросами спасения души или отчуждения от Бога. В связи с отказом отца содержать сына Вильям вынужден был подумать о самостоятельном заработке. Поэтому, приняв решение покинуть Дейсворт, 3 апреля 1620 он приехал в Лондон с рекомендацией к Гильберту Райту. Сначала юношу приняли в дом в качестве лакея, однако вскоре Райт, не умеющий ни читать, ни писать, стал использовать Вильяма для ведения бухгалтерских счетов. Жена Райта умерла в 1624 году, и в феврале 1625 он женился во второй раз. Через 2 года, 22 мая 1627 Райт умер. Вдова Райта, Грейс Вайтхее, предложила Лилли занять место умершего. Лилли принял предложение. Свадьба состоялась в сентябре 1627 года. В октябре 1627 Лилли вышел из кампании Солтера, в которую входил Райт, а в 1632 году решил обратиться к занятиям астрологией, интерес к которой пробудило в нем знакомство с Эрайзом Ивэнсом, астрологом, жившим на Пороховой аллее. С этого времени Лилли с головой погрузился в изучение астрологии. Через 6-7 недель он уже научился составлять гороскоп. Знакомый с ведущими астрологами того времени, в своей автобиографии Лилли сообщил немало любопытных подробностей относительно их жизни. В октябре 1633 года умерла его жена Грейс. В 1634 году Лилли приобрел рукописную копию сочинения «Arts Notoria», с помощью которого он обучился рисовать магический круг и вызывать духов. Когда королевский часовщик Дэви Рэмси объявил о спрятанных в Вестминстерском аббатстве сокровищах, Лилли взялся помочь ему в поисках. Зимней ночью Рэмси, Лилли и некий Джон Скотт, в сопровождении тридцати наблюдателей, направились в Вестминстерское аббатство. На западной стороне монастыря лещиновый прут в руке Лилли повернулся, указывая направление. Лилли приказал копать в указанном месте. На глубине шести футов оказался сундук. Однако, как только к нему прикоснулись, над аббатством разыгралась буря. Под угрозой обвала западного фасада церкви пришлось покинуть место нахождения сокровищ. С большим трудом Лилли удалось успокоить духа клада, недовольного вторжением людей, и дело обошлось без человеческих жертв.

18 ноября 1634 года Лилли вторично женился на Джейн Роули, принесшей ему в приданое 500 фунтов стерлингов. Последовавшее вскоре после этого приобретение домов на берегу Темзы вовлекло его в судебный процесс. Несмотря на успех астрологической практики и многообещающих учеников, Лилли впал в меланхолию и весной 1637 года был вынужден покинуть Лондон.

Избрав местом своего пребывания Хершем на Темзе в Серри, он оставался там в течение пяти лет. В 1639 Лилли написал трактат «О солнечном затмении в одиннадцатом градусе Близнецов 22 мая 1639 года» и преподнес его своему другу Вильяму Пенингтону (умер в 1652 году) из Манчестера. В сентябре 1641 Лилли вернулся в Лондон и продолжил изучение книг по астрологии. В 1643 году, ухаживая за членом Английского парламента сэром Бальстроудом Вайтлокком во время тяжелой болезни, Лилли предсказал ему выздоровление. В апреле 1644 в Лондоне Лилли издал свой первый альманах «Мерлинус Англикус Юниор» («Новый английский Мерлин, или астрологические предсказания относительно Английской республики»), распроданный за неделю. Начиная с 1644, этот альманах издавался ежегодно до самой смерти Лилли. В том же 1644 году стали выходить его пророческие памфлеты, в частности, 12 июня 1644 был опубликован «Новый английский Мерлин, или предсказания относительно Английской республики и большинства христианских королевств», в котором Лилли предсказывал смуту в государстве и разделение двора на партии, представляющее серьезную угрозу королевской власти, мор в Лондоне и возмущение в Ирландии. В июле того же 1644 года последовал выпуск очередного памфлета «Сверхъестественные знамения и явления, замеченные в Лондоне 30 июня 1644, и их истолкование». В этом же году Лилли издал «Пророчество Белого Короля и его истолкование», тайные изречения которого были отнесены им к Карлу I. Комментарии Лилли к этим пророчествам, посвященные сэру Вильяму Уайтполлу, вышли полностью в Лондоне в 1646 году под названием «Пророческий Мерлин Англии, предсказывающий события для всех европейских народов до 1663 года, проистекающие от конъюнкции Юпитера и Сатурна в 1642-1643 гг.»

В 1645 году Лилли дополнил выпуск «Англикус, или эфемериды на 1646 год» гороскопом принца Руперта, которому не сулил ничего хорошего, ограничивая срок его жизни двадцатью восемью годами.

В том же 1645 Джордж Уортон, конкурент Лилли в области издательской деятельности, обрушился на него с обвинениями в бесчестности. Поскольку Уортон был ярым роялистом, Лилли, до этого мало интересовавшийся политикой, мгновенно сделался убежденным республиканцем, и все для того, чтобы нанести ответный удар. Конфликт продолжался и в последующие годы: Уортон издавал памфлет за памфлетом с обвинениями в адрес Лилли.

В день битвы при Нейсби, 14 июня 1645, Лилли опубликовал альманах «Звездный вестник, или истолкование необычного явления трех солнц, имевшего место в Лондоне 19 ноября 1644 при рождении принца Карла». Некоторые соображения, высказанные Лилли в этом альманахе, послужили поводом для их обсуждения на очередном заседании Парламента. В 1646 году Лилли издал гороскопы Лоуда и Стреффорда, а в 1647  — фундаментальный труд в трех томах «Очерки христианской астрологии», долгое время остававшийся одним из наиболее авторитетных в этой области сочинений на английском языке.

В 1647 году некий Джонсон в «Анти-Мерлине» публично обвинил Лилли в получении субсидий от Парламента. В очередном альманахе Лилли отвел обвинение, заявив о том, что слава о нем, как об астрологе, достигла Франции, Италии и Германии, в связи с чем отпадает необходимость субсидирования его изысканий со стороны Парламента.

В том же 1647 некая леди Уорвуд из Гольтона в Оксфордшире, ярая роялистка, обратилась к Лилли за консультацией относительно возможности спасения короля. Лилли предложил королю скрыться в Эссексе в двадцати милях от Лондона, получив за это 20 фунтов стерлингов. При этом Фэйрфакс, очевидно, заподозрив Лилли в использовании своих способностей в неблаговидных целях, вызвал его в Виндзорский замок и запретил ему заниматься подобным ремеслом. Запрет, однако, не помешал Лилли переправить свои сведения королю, чтобы помочь ему бежать в 1648 из Карлбрукского замка, а в сентябре того же года Лилли заявил о своей готовности и в дальнейшем оказывать помощь Карлу. Подобное заявление не препятствовало, правда, Лилли оказывать чрезвычайные услуги Английскому Парламенту. В 1648 году эти услуги, касающиеся внешней политики Франции, были оплачены суммой в 50 фунтов стерлингов и предоставлением пенсии в 100 фунтов, выплаченных в течение двух лет. 6 января 1649 Лилли опубликовал «Астрологическое предсказание относительно смерти короля в наступающем году. Размышления о возможности подобного события». В августе 1648 года Лилли было поручено выступить перед солдатами армии Парламента, занятой осадой Колчестера, с целью их воодушевления предсказанием близкой победы, в чем он весьма преуспел.

В 1651 году Лилли вновь привлек к себе всеобщее внимание своим памфлетом «Монархия: да или нет», в котором утверждалось, что король не будет править Англией. Памфлет сопровождался шестнадцатью символическими гравюрами, две из которых были им впоследствии выданы за изображения чумы и пожара в Лондоне. Приложением к памфлету послужила написанная Лилли «Достоверная история королей Джеймса I и Карла I».

Дела Лилли шли успешно: в 1652 году он уплатил 950 фунтов стерлингов за покупку дома и земли в Хершэме. В своем альманахе «Предсказания на 1653 год» он опрометчиво заявил, что армия вскоре подчинит себе парламент, за что был арестован и пробыл тридцать дней в заключении, успев за это время исправить «ошибку» и представить на рассмотрение Комитету Парламента новый, «улучшенный» вариант, почему и был мгновенно освобожден.

Тюремное заключение благотворно сказалось на образе мыслей Лилли: 16 февраля 1654 года он расстался с женой, не пролив при этом ни одной слезы, и в октябре того же года женился в третий раз на Руфи Нидхэм.

В 1652 Лилли опубликовал свои очередные сочинения «Темный год» и «Наиболее удобный метод оценки последствий затмений, посвященный Английской республике», вызвавшие резкую реакцию со стороны Томаса Гэйтэкера, обвинившего Лилли в шарлатанстве в «Апологетических рассуждениях, выявляющих лживость суждений Лилли».

В 1655 году Лилли был привлечен к суду в Мидлсексе по доносу некой наивной женщины, обвинившей его в незаконном содействии поискам украденного имущества, однако оправдан. В 1659 Лилли получил в подарок от шведского короля Карла Густава золотую цепь и медаль в знак признательности за гороскоп, изданный в альманахе на 1657-1658 гг. Альманах на 1657 был переведен на немецкий и опубликован в Гамбурге, а на 1658 — на голландский и датский языки. В 1659 г. некий «Дж. Г», очевидно, Джон Гэдбери, высмеял Лилли в своем «Псевдо-астрологе, или мнимом провидце».

При Реставрации Лилли был арестован и допрошен с пристрастием Комитетом Палаты общин относительно известных ему деталей казни короля Карла I. Лилли подтвердил, что палачом действительно являлся Корнет Джойс, и вскоре был отпущен на свободу, однако получил особое задание содействовать следствию по делу причастных к убийству короля.

В январе 1660, вновь арестованный, Лилли вскоре сумел получить Высочайшее помилование Карла II, удостоверяемое королевской печатью, приобретенное за 13 фунтов стерлингов, 6 шиллингов и 8 пенсов. В 1663-1664 гг. он занимался, в основном, имущественным процессом, избирался церковным старостой Уолтонской церкви на Темзе и наводил порядок в делах прихода; в 1665 г. скрывался от чумы в своем имении в Хэршеме, а в октябре 1666 г. был допрошен Комитетом по расследованию причин пожара в Лондоне, в двусмысленных выражениях объяснив причины, послужившие основанием для предсказания пожара в альманахе на 1651 г. В апреле 1667 г. в ходе расследования было установлено, что день для поджога Лондона — 2 сентября 1666 г., был избран, исходя из предсказаний Лилли, в котором указанное время было названо наиболее удачным для проведения подобного мероприятия. Переехав в Хэршем, Лилли занялся изучением медицины и по ходатайству своего друга, Элиаса Эшмоула, в октябре 1670 получил от архиепископа Шелдона разрешение заниматься медицинской практикой.

В 1677 Лилли стал секретарем Генри Коули. 9 июня 1681 года Лилли умер от паралича и был похоронен в Уолтонской церкви в Хэршеме. Его друг Эшмоул установил плиту из черного мрамора с эпитафией на латыни. Вильям Смоулридж из Вестминстера, впоследствии ставший епископом Бристольским, написал по просьбе Эшмоула элегию на английском и латинском языках.

По завещанию Лилли, датированному 5 января 1674 года, все его состояние отошло его жене Руфи и частично — Карлтону Уайтлоку, сыну его друга Бэстреда. Все астрологические принадлежности Лилли и его Лондонская клиентура перешли к астрологу Джону Кейсу. Права на издание альманаха перешли к Коули, который продолжил его выпуск без изменения названия, добавив лишь слова: «согласно методу мистера Лилли». В 1683 Коули издал «Великие и удивительные предсказания знаменитого астролога Вильяма Лилли, мистера Патриджа и мистера Коули на текущий год».

Предсказания Лилли, по своему обыкновению, облекались в выражения, настолько туманные, что практически не оставалось возможности их толковать, однако не мешало ему пугать воображение своих легковерных клиентов последствиями комет и затмений. Учитывая многочисленность его высказываний о будущем, иногда ему, действительно, удавалось предугадать событие, хотя бы приблизительно соответствующее тому, что затем происходило.

Два письма, обращенных к Лилли: одно, датированное 8 сентября 1649, от Роберта Найта Младшего содержало 11 шиллингов; другое, датированное 28 июля 1650, от Винсента Уинга, математика, содержало просьбу о содействии в поисках украденного имущества и улучшении его «Небесной гармонии на 1651 год» — служат любопытным свидетельством доверия к его способностям ясновидца.

Очерк «Христианской астрологии» Лилли, в течение долгого времени остававшийся самым авторитетным трудом в области астрологии, был переиздан Цадкиелем (псевдоним Ричарда Джеймса Моррисона) в 1852 под названием «Введение в астрологию».

Основным сочинением, не относящимся к его непосредственной профессиональной деятельности, является «Достоверная история королей Джеймса I и Карла I « (1651), переизданная вместе с его автобиографией в 1715 под названием «Некоторые соображения, касающиеся жизни и смерти Карла I, последнего английского короля». Это незамысловатый очерк событий царствования с отдельными экскурсами в астрологию и любопытными замечаниями относительно личных качеств короля. В 1715 была издана книга «Жизнь Лилли и его время», написанная им самим и посвященная Эшмоулу, рукопись которой была подготовлена к печати Чарлзом Беменом. Портрет Лилли находится в Оксфордском музее Эшмоула.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Основной теоретический источник суфизма

News image

Термин «Коран» в переводе на русский язык означает «чтение». Эта книга была продиктована, согласно преданию, пророку Мухаммеду Творцом чер...

Ранние эпохи

News image

Еще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии может служить старинная традиция присвоения архетипам планет определенных ме...

Различия учений Христа и Павла

News image

Необходимо понимать, что учение Иисуса и учение Павла – это не одно и то же. Учение Иисуса – эзотерично в своей основе, учение Павла – экз...

Ассирийцы

News image

Но вернемся к истории. Как ни были сильны вавилоняне, однако их царствию тоже пришел конец. Около 1500 г., то есть примерно тогда, когда е...