Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета го...

http://fotoboom.net/ украина фото свадебный фотограф на свадьбу буча.

Авторизация





Основные положения материалистического учения о душе психологии
Эзотеризм - Взгляды в глубинно-мистическую суть

3. основные положения материалистического учения о душе психологии Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и егоучитель Левкипп (V в. до н.э.). “Основа этой теории составляет концепция,согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц —атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующихего тело и душу. Душа также материальна. После смерти человека душарассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа”.               Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякогоматериалистического учения о душе, но сама является телом.Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, души имеют только те существа, которые могут ощущать.Школа стоиков (получила свое название по имени того места в Афинах – “стоя” –портик храма), где ее основатель – Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы , стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью разума. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души.По замечанию Энгельса, при всем наивно–материалистическом характеремировоззрения в целом, уже у древних греков имеется зерно позднейшего раскола.Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу), у пифагорейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем - то чисто случайным. Сократ впервые рассматривает душу, прежде всего, как источник нравственности человека. Он говорил, что душа — психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникает и новый взгляд на нее, который был разработан учеником Сократа — Платоном, ставшего основоположником объективного идеализма. Составной частью философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа. Еслидуша бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мыназываем жизнью, но на все времена. Идея бессмертия души скрывает еще одинсмысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен.Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 – 322 гг.до н.э.). Аристотель – автор трактата “о душе”, первого в мировой литературесистематического исследования по проблеме души.Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает теложивым. В душе причина – основа – всех проявлений живого тела; рост, дыхание,чувствование, мышление обусловлены ею. Тело и все его органы и части являютсяинструментами на службе у души. Аристотель считал правильным понимание,согласно которому переживает, мыслит, учиться не душа, а целостный организм.“Сказать, что душа гневается, – писал он, – равносильно тому, как если бы ктосказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома”.Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела. Он считал душуприсущей всем живым организмам (в том числе растениям). Разумная душа, поАристотелю, идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смертитела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушногопространства. Аристотель, верно чувствуя качественное отличие человека отживотных и растений, идеалистически объясняет его источник.В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей.Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения иразвития материального мира. Здесь главной была идея об определяющейзависимости душевных проявлений от общего строя вещей.Второе направление, созданное Аристотелем, ориентировалось на живую природу.Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющеепространственные параметры и способную покидать организм; а способ организации поведения живых систем.Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость отформ, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой.Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук очеловеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Корни эзотерических событий

News image

Интересен следующий момент из Евангелия от Иоанна: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их»...

Индия

News image

При всем богатстве и разнообразии философских систем, школ, учений, традиций и направлений, существующих в Индии, при всей многочисленност...

Основные отличия каббалы от философии

News image

Основной принцип в науке каббала гласит: «Непостигаемое не можем назвать по имени», где под именем имеется в виду начало какого-то постиже...

Материализация

News image

КАЛИОСТPО (Cagliostro), Александр, самозванный граф, собственно Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo, 1743-1795). Как ни странно, его биогр...

Главная Взгляды в мистическую суть Основные положения материалистического учения о душе психологии