Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологическихособенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенноследует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке.В трудах ученых (Авиценна, Альгазен) проводится мысль об обусловленностипсихических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условийжизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе.Фома Аквинский (1226–1274) учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела.Душа выступает источником движения тела. Различаются способности, свойственные душе как таковой (разум, воля), а также растительные и животные функции.Растительные и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земнойжизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. “Человеческая душа – низшая из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она – принцип всей органической жизни). Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю почетное призвание – соединить в себе оба круга бытия. Душа замкнута в себе; ее не будет касаться разрушение физического тела. Она бессмертна”[1].В целом в философско-религиозной русской мысли человек рассматривается как совокупность духа, души и тела, или, соответственно, духовности, душевности и телесности. При этом особо подчёркивается мысль об иерархичности, о доминирующем положении духовности над душевностью и телесностью. Подвижник-аскет Феофан Затворник утверждал, что по своему естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а тем паче телесное, а за ними и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную.
С понятием духа и его действием в человеке связывают своё представление о духовности и многие современные учёные, идущие по пути синтеза знаний
|