Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Пространство и время

Наиболее древние письменные источники свидетельствуют о том, что астрономы Вавилона разделили год на 365 с четвертью д...

Авторизация





Свободные каменщики
Эзотеризм - Врата эзотерики

52. свободные каменщики

МАСОНСТВО (англ. Free Masonry, фрц. Franc Macons, нем. Freimaurer — свободные каменщики ) также возводило свою предысторию к глубокой древности.

Посвящаемым в масонские таинства рассказывали легенду о мастере-каменщике Хираме, которого царь Соломон нанял для строительства храма. Все работники делились на три разряда, и у каждого разряда были свои тайные знаки и слова, по которым царь вручал им соответствующую плату. И вот трое низших работников задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли Хирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. Хирам отказался и был убит; преступники же были наказаны.

Ритуал посвящения в каждую из степеней представлял собой театрализованное повторение эпизодов этой легенды. Приемные залы масонских лож (они назывались мастерскими ) были убраны черным и украшены символами смерти. Посвящаемому наносят символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии ему вручаются знаки масонского достоинства, также символизирующие орудия и атрибуты каменщиков, и сообщаются слова и условные знаки, по которым масоны узнают друг друга.

Эта церемония, а также чувства посвящаемого хорошо описаны у Л.Н. Толстого в Войне и мiре .

В XVIII в. масоны приобрели особенно большую силу и популярность. Начиная с 1722 года их организации, программа которых практически ничем не отличалась от розенкрейцерской, стали набирать силу в Шотландии и Англии, Франции и Испании, Баварии и Пруссии.

В отличие от розенкрейцеров, масоны сразу и довольно быстро разработали сложную систему посвящений ( градусов ), в которой было от трех до тридцати трех различных степеней, каждой из которых соответствовала своя доля информации. Свой градус , а тем самым и свою степень посвящения в тайны организации каждый масон обязан был хранить в глубокой тайне.

Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности, представляют собой градации трех важнейших: ученика, товарища и мастера.

- Ученик должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться, молчать (Прямин-Морозов); ему вручалась лопатка (мастерок), которую он должен был полировать своей работой . Он должен был вести добродетельный образ жизни и т.д. Это была, так сказать, низшая йога .

- Товарищ должен был научиться изощрять свой разум , учиться ощущать астральный план и созерцать Шехину (говоря нашими терминами). Это была высшая йога .

- Мастер же уже был учителем, гуру , осознавшим идею жизни и смерти и имеющим ключ к пониманию всех трех степеней духовного роста.

Символы масонов просты — угольник и циркуль, фартук и лопатка (мастерок), Пламенеющая звезда и раскрытая книга... Слово брат (т.е. член ложи) обозначалось на письме тремя точками (.'.). Даже на бумажке в 1 доллар находится изображение масонских символов: пирамида с Оком Божиим наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на друга тетрактид (13 звезд). Что не удивительно, ибо в с е президенты, изображенные на долларовых банкнотах, были масонами.

Однако символы можно истолковывать по-разному. Так и масону на каждой новой ступени посвящения открывали новый смысл символа, более высокий. Возьмем для примера то же око Божие , лучезарный треугольник:

- для ученика это символ внимания ( имеющий глаза да увидит ), познания триединства всего сущего, София; для товарища — символ невидимого света, третьего глаза , высшей триады сфирот, Каббала; для мастера это — Солнце, свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов, Дао, Единое, одним словом — великая Истина Космоса.

Первые организации масонов, считавшие своей задачей строительство храма человеческого духа, известны (документально) также с XVII в. Некоторые исследователи считают даже, что розенкрейцеры сами решили основать новый, более мощный орден, воспользовавшись возможностями уже существовавшей профессиональной Ассоциации каменщиков (Прямин-Морозов В.И. Символические степени масонства. Журн. Изида , дек. 1910 — янв. 1911).

В пользу этого говорит хотя бы то, что в многоступенчатых ложах высшие степени назывались розенкрейцерскими, да и историки обычно рассматривают оба эти течения вместе в силу их очевидного идеологического сходства. Хотя уже цитировавшийся Микеле Морамарко склонен считать масонов самостоятельным и просто более удачливым течением, поглотившем более слабые.

Беда масонов была в том, что они придавали слишком большое значение политическим целям, поставив вопрос о ликвидации монархий во главу угла. Это не могло не сказаться на успехе их эзотерических изысканий. Реальное поведение братьев-масонов ничуть не соответствовало проповедуемым ими идеалам , — констатирует М. Морамарко.

Хотя отдельные ложи, и особенно российские (первые русские ложи появились в царствование Анны Иоанновны, 1731), очень старались приобщить своих адептов к познанию устройства мiра и помочь им стать новыми человеками , заботящимися, по словам кн. Владимира Федоровича Одоевского, о том, чтобы на первом месте в помыслах любого человека была полезность его дел для человечества, удавалось это слишком редко.

Нужно, писал кн. Одоевский, чтобы человек в первую очередь думал, какую пользу принесет его труд для человечества, во вторую — о пользе для родного государства, в третью — о пользе для своих друзей и близких, и лишь в последнюю очередь о своей собственной пользе. У нас же, добавлял он печально, дело обстоит как раз наоборот...

В.Ф. Одоевский был прекрасным философом-эзотериком, его труды заслуживают самого пристального внимания (напр.: Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена. М., 1982).

Чрезмерная политизация масонского движения заставила некоторых приверженцев чисто духовных занятий отпочковаться от ордена и основать свои ордена или ложи.

Так, около 1760 года некто Мартинец де Паскуалис (Martinez de Pasquallis, т.е. очевидно, Мартинес де Паскальи, а еще точнее, видимо, Мордехай бен Пейсах) основал в Париже и неск. других городах Братство отборных священнослужителей (Elus Cohens) c девятистепенной иерархией; старшие три степени были розенкрейцерскими. Это была чисто эзотерическая или, как ее называют в литературе, магико-теургическая школа.

Мартинец де Паскуалис, крещеный еврей, основатель духовных школ в Париже (1760), Бордо и Лионе. Составил Трактат о Pеинтеграции существ в их первоначальных свойствах, качествах и силах, духовных и божественных , посвященный христианской Каббале , т.е. эзотерически понимаемому христианству.

После смерти основателя (1774) школа начала было приходить в упадок, но эстафету подхватил маркиз де Сен-Мартен, отставной военный, филантроп, мистик и философ-теург, прозванный Неизвестным философом (le philosophe inconnu), после чего членов этой школы окончательно стали называть МАРТИНИСТАМИ.

Сен-Мартен, Луи-Клод, маркиз де (Louis Claude de Saint-Martin, 1743-1803): выступал как против материализма французских просветителей, так и против косности официального богословия. Переводил на фр. яз. труды Якоба Бёме. Оставил ряд собственных трудов, в т.ч.:

- L'homme de desir. Lyon, 1790; - Des erreurs et de la verite, ou les Hommes rapplees au principe universel de la science. Lyon, 1795; - Le crocodile, ou la guerre du bien et du mal. Paris, 1796; - De l'esprit des choses... v.1-2. Paris, 1800 и др.

Сен-Мартен переустроил школу на мистический лад, упростив ритуал посвящения до 1 степени: Высший Неизвестный (Superieur Inconnu, знак S.'. I.'.); позже были введены 2 ученические степени — A (Associe) и I (Initie). Взгляды Сен-Мартена оказали большое влияние на развитие идеологии масонства.

Все теоретические положения Сен-Мартена были проникнуты одной идеей — идеей добра. Высшая моральная цель человека, считали мартинисты, состоит в единении с Богом; достигается она путем отрешения от всего чувственного и материального. Физическое тело есть лишь иллюзорная материальная оболочка его духовной сущности (монады), представляющей собой эманацию Бога.

О мартинизме в Pоссии см.: Лонгинов А. Новиков и московские мартинисты. М., 1867.

Подобный же характер носила школа Друзей Истины — ФИЛАЛЕТОВ (от греч. philh — любовь и 'alhtheia — истина ), установивших 12 степеней (четыре последних — розенкрейцерские) и также стремившихся при помощи метафизики и оккультных наук воспитать нового человека .

Другие, наоборот, решили отказаться от занятий никому не нужной алхимией , чтобы создать чисто политическую организацию наподобие ордена иезуитов. Таковы были иллюминаты.

ИЛЛЮМИНАТЫ (лат. просветленные ): название нескольких религиозно-мистических орденов. Чаще всего под ними понимают орден, осн. Адамом Вейсгауптом в 1776 г. в Ингольштадте (Бавария) как альтернатива масонских обществ. Занятия магией и оккультными науками были для членов ордена запрещены. Они не отвергали христианства, а лишь пытались толковать его рационалистически, как всемiрное этическое учение - естественную религию .

Члены общества делились на несколько разрядов, и только высшему из них открывались его тайные цели: замена христианской религии естественной общечеловеческой, а монархии — республикой. Эти цели, а также трения между руководителями орденов привели к тому, что в 1784 г. курфюрст баварский запретил иллюминатские и масонские ложи. В 1786 г. они были запрещены в России (в первый раз).

Во второй половине XVIII в. эти спиритуалистические организации насчитывали десятки тысяч членов. Не удивительно, что среди них попадались люди настолько неординарные , что историки эзотеризма до сих пор затрудняются, считать ли их великими шарлатанами или великими посвященными.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Основные предпосылки возникновения гностической традиц

News image

Учение Иисуса неотъемлемым образом явилось дополнением к учению Каббалы. Согласно Каббале, человек, исполняя заповеди Торы, учится любить....

Греки

News image

Взгляды и достижения древних греков составляют неотъемлемую часть нашей культуры (я имею в виду культуру христианскую или западную), а пот...

Ранние эпохи

News image

Еще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии может служить старинная традиция присвоения архетипам планет определенных ме...

Митраизм

News image

Митра — очень древнее арийское божество годичного цикла. Слово Mithra в Авесте озн. согласие . На средне-персидском яз

Главная Врата эзотерики Свободные каменщики