Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Природа человека

Если тантризм идёт путём преображения психических и тонких энергий для выхода из колеса бесконечных перерождений, исхо...

Жизнь Цонкапы

.Чже Цонкапа родился в 1357 году, в десятый день десятого месяца, в долине Цонка провинции Амдо восточного Тибета. В п...

Авторизация





Свободные каменщики
Эзотеризм - Врата эзотерики

52. свободные каменщики

МАСОНСТВО (англ. Free Masonry, фрц. Franc Macons, нем. Freimaurer — свободные каменщики ) также возводило свою предысторию к глубокой древности.

Посвящаемым в масонские таинства рассказывали легенду о мастере-каменщике Хираме, которого царь Соломон нанял для строительства храма. Все работники делились на три разряда, и у каждого разряда были свои тайные знаки и слова, по которым царь вручал им соответствующую плату. И вот трое низших работников задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли Хирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. Хирам отказался и был убит; преступники же были наказаны.

Ритуал посвящения в каждую из степеней представлял собой театрализованное повторение эпизодов этой легенды. Приемные залы масонских лож (они назывались мастерскими ) были убраны черным и украшены символами смерти. Посвящаемому наносят символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии ему вручаются знаки масонского достоинства, также символизирующие орудия и атрибуты каменщиков, и сообщаются слова и условные знаки, по которым масоны узнают друг друга.

Эта церемония, а также чувства посвящаемого хорошо описаны у Л.Н. Толстого в Войне и мiре .

В XVIII в. масоны приобрели особенно большую силу и популярность. Начиная с 1722 года их организации, программа которых практически ничем не отличалась от розенкрейцерской, стали набирать силу в Шотландии и Англии, Франции и Испании, Баварии и Пруссии.

В отличие от розенкрейцеров, масоны сразу и довольно быстро разработали сложную систему посвящений ( градусов ), в которой было от трех до тридцати трех различных степеней, каждой из которых соответствовала своя доля информации. Свой градус , а тем самым и свою степень посвящения в тайны организации каждый масон обязан был хранить в глубокой тайне.

Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности, представляют собой градации трех важнейших: ученика, товарища и мастера.

- Ученик должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться, молчать (Прямин-Морозов); ему вручалась лопатка (мастерок), которую он должен был полировать своей работой . Он должен был вести добродетельный образ жизни и т.д. Это была, так сказать, низшая йога .

- Товарищ должен был научиться изощрять свой разум , учиться ощущать астральный план и созерцать Шехину (говоря нашими терминами). Это была высшая йога .

- Мастер же уже был учителем, гуру , осознавшим идею жизни и смерти и имеющим ключ к пониманию всех трех степеней духовного роста.

Символы масонов просты — угольник и циркуль, фартук и лопатка (мастерок), Пламенеющая звезда и раскрытая книга... Слово брат (т.е. член ложи) обозначалось на письме тремя точками (.'.). Даже на бумажке в 1 доллар находится изображение масонских символов: пирамида с Оком Божиим наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на друга тетрактид (13 звезд). Что не удивительно, ибо в с е президенты, изображенные на долларовых банкнотах, были масонами.

Однако символы можно истолковывать по-разному. Так и масону на каждой новой ступени посвящения открывали новый смысл символа, более высокий. Возьмем для примера то же око Божие , лучезарный треугольник:

- для ученика это символ внимания ( имеющий глаза да увидит ), познания триединства всего сущего, София; для товарища — символ невидимого света, третьего глаза , высшей триады сфирот, Каббала; для мастера это — Солнце, свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов, Дао, Единое, одним словом — великая Истина Космоса.

Первые организации масонов, считавшие своей задачей строительство храма человеческого духа, известны (документально) также с XVII в. Некоторые исследователи считают даже, что розенкрейцеры сами решили основать новый, более мощный орден, воспользовавшись возможностями уже существовавшей профессиональной Ассоциации каменщиков (Прямин-Морозов В.И. Символические степени масонства. Журн. Изида , дек. 1910 — янв. 1911).

В пользу этого говорит хотя бы то, что в многоступенчатых ложах высшие степени назывались розенкрейцерскими, да и историки обычно рассматривают оба эти течения вместе в силу их очевидного идеологического сходства. Хотя уже цитировавшийся Микеле Морамарко склонен считать масонов самостоятельным и просто более удачливым течением, поглотившем более слабые.

Беда масонов была в том, что они придавали слишком большое значение политическим целям, поставив вопрос о ликвидации монархий во главу угла. Это не могло не сказаться на успехе их эзотерических изысканий. Реальное поведение братьев-масонов ничуть не соответствовало проповедуемым ими идеалам , — констатирует М. Морамарко.

Хотя отдельные ложи, и особенно российские (первые русские ложи появились в царствование Анны Иоанновны, 1731), очень старались приобщить своих адептов к познанию устройства мiра и помочь им стать новыми человеками , заботящимися, по словам кн. Владимира Федоровича Одоевского, о том, чтобы на первом месте в помыслах любого человека была полезность его дел для человечества, удавалось это слишком редко.

Нужно, писал кн. Одоевский, чтобы человек в первую очередь думал, какую пользу принесет его труд для человечества, во вторую — о пользе для родного государства, в третью — о пользе для своих друзей и близких, и лишь в последнюю очередь о своей собственной пользе. У нас же, добавлял он печально, дело обстоит как раз наоборот...

В.Ф. Одоевский был прекрасным философом-эзотериком, его труды заслуживают самого пристального внимания (напр.: Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена. М., 1982).

Чрезмерная политизация масонского движения заставила некоторых приверженцев чисто духовных занятий отпочковаться от ордена и основать свои ордена или ложи.

Так, около 1760 года некто Мартинец де Паскуалис (Martinez de Pasquallis, т.е. очевидно, Мартинес де Паскальи, а еще точнее, видимо, Мордехай бен Пейсах) основал в Париже и неск. других городах Братство отборных священнослужителей (Elus Cohens) c девятистепенной иерархией; старшие три степени были розенкрейцерскими. Это была чисто эзотерическая или, как ее называют в литературе, магико-теургическая школа.

Мартинец де Паскуалис, крещеный еврей, основатель духовных школ в Париже (1760), Бордо и Лионе. Составил Трактат о Pеинтеграции существ в их первоначальных свойствах, качествах и силах, духовных и божественных , посвященный христианской Каббале , т.е. эзотерически понимаемому христианству.

После смерти основателя (1774) школа начала было приходить в упадок, но эстафету подхватил маркиз де Сен-Мартен, отставной военный, филантроп, мистик и философ-теург, прозванный Неизвестным философом (le philosophe inconnu), после чего членов этой школы окончательно стали называть МАРТИНИСТАМИ.

Сен-Мартен, Луи-Клод, маркиз де (Louis Claude de Saint-Martin, 1743-1803): выступал как против материализма французских просветителей, так и против косности официального богословия. Переводил на фр. яз. труды Якоба Бёме. Оставил ряд собственных трудов, в т.ч.:

- L'homme de desir. Lyon, 1790; - Des erreurs et de la verite, ou les Hommes rapplees au principe universel de la science. Lyon, 1795; - Le crocodile, ou la guerre du bien et du mal. Paris, 1796; - De l'esprit des choses... v.1-2. Paris, 1800 и др.

Сен-Мартен переустроил школу на мистический лад, упростив ритуал посвящения до 1 степени: Высший Неизвестный (Superieur Inconnu, знак S.'. I.'.); позже были введены 2 ученические степени — A (Associe) и I (Initie). Взгляды Сен-Мартена оказали большое влияние на развитие идеологии масонства.

Все теоретические положения Сен-Мартена были проникнуты одной идеей — идеей добра. Высшая моральная цель человека, считали мартинисты, состоит в единении с Богом; достигается она путем отрешения от всего чувственного и материального. Физическое тело есть лишь иллюзорная материальная оболочка его духовной сущности (монады), представляющей собой эманацию Бога.

О мартинизме в Pоссии см.: Лонгинов А. Новиков и московские мартинисты. М., 1867.

Подобный же характер носила школа Друзей Истины — ФИЛАЛЕТОВ (от греч. philh — любовь и 'alhtheia — истина ), установивших 12 степеней (четыре последних — розенкрейцерские) и также стремившихся при помощи метафизики и оккультных наук воспитать нового человека .

Другие, наоборот, решили отказаться от занятий никому не нужной алхимией , чтобы создать чисто политическую организацию наподобие ордена иезуитов. Таковы были иллюминаты.

ИЛЛЮМИНАТЫ (лат. просветленные ): название нескольких религиозно-мистических орденов. Чаще всего под ними понимают орден, осн. Адамом Вейсгауптом в 1776 г. в Ингольштадте (Бавария) как альтернатива масонских обществ. Занятия магией и оккультными науками были для членов ордена запрещены. Они не отвергали христианства, а лишь пытались толковать его рационалистически, как всемiрное этическое учение - естественную религию .

Члены общества делились на несколько разрядов, и только высшему из них открывались его тайные цели: замена христианской религии естественной общечеловеческой, а монархии — республикой. Эти цели, а также трения между руководителями орденов привели к тому, что в 1784 г. курфюрст баварский запретил иллюминатские и масонские ложи. В 1786 г. они были запрещены в России (в первый раз).

Во второй половине XVIII в. эти спиритуалистические организации насчитывали десятки тысяч членов. Не удивительно, что среди них попадались люди настолько неординарные , что историки эзотеризма до сих пор затрудняются, считать ли их великими шарлатанами или великими посвященными.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Что такое суфизм?

News image

Происхождение суфизма связано с людьми, которые в своем ревностном соблюдении предписаний Корана смогли достичь мистического опыта – опыта...

Символы масонов

News image

Восемнадцатый век был не только эпохой великих событий, загадочных личностей и драматических сюжетов. По словам Микеле Морамарко, современ...

Экзотические культуры (Бамбара, Бенин, Суринам, шамани

News image

На периферии технических цивилизаций до сих пор существуют сообщества или даже целые культуры (и их не так уж мало), в силу разных причин ...

Предмет изучения каббалы

News image

Что дает человеку Каббала? Согласно Каббале есть четыре вида знания, которые может и должен постичь человек. Эти четыре вида знания и сост...

Главная Врата эзотерики Свободные каменщики