Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

Философия и эзотерика:

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Авторизация





История эзотерических учений
Эзотеризм - Врата эзотерики

54. история эзотерических учений

Первые века христианства были эпохой переосмысления древнего наследия. Вопросы космогонии и космологии, взаимодействия человека с мiром божеств и духов, мiра видимого с мiром невидимым пересматривались, так сказать, через призму идей новой эпохи (эры Рыб): Конец света, Спасение, Смерть и воскресение и др.

Впоследствии чуть ли не каждый из этих вопросов положил начало новой теоретической дисциплине. Так возникли: эсхатология - наука о конце света, сотериология - наука о Спасении, танатология - наука о Смерти и т.п.

Заслуги христиан в этом поначалу не было никакой: просто настала новая эра. Первые христиане были людьми невежественными, поскольку происходили главным образом из самых нищих слоев одного-единственного этноса - палестинских евреев. Такие люди, как ап. Павел, были исключением.

Вначале христианство было по преимуществу христианством ап. Петра, будущего первого римского епископа, который, как известно, был простым рыбаком. Ап. Павел же происходил из богатой и образованной еврейской семьи и был потомственным римским гражданином. Петр считал себя апостолом евреев, Павел же был апостолом язычников и проповедовал по всему Средиземноморью. О противоборстве линии Павла и линии Петра см. у Эрнеста Ренана (Ренан Э. Антихрист. СПб., 1915).

Вообще говоря, проповедников и сект тогда было много. Так, третьей силой одно время пытался стать Симон Волхв (I в.), человек из Самарии, которого американские проповедники называют Симон Маг . Крестившись, он просил у апостолов за деньги научить его целительству, но был обличен (Деян. 8:9 ff).

Христиане требовали от обращаемых меньше думать и больше верить (ср. экстатические Послания Петра в Новом Завете, Credo quia absurdum Тертуллиана). Эллинистическое же окружение первохристиан было гораздо более развитым. Для человека, воспитанного на классической греческой философии, вера - это низший уровень познания, состояние необразованного ума , - как пишет Александр Хосроев (Хосроев А.Л. Александрийское христианство. М., Наука , 1991).

Ограничиться одной верой образованным людям было трудно. Тем более, что то время уже существовала масса апокалиптической, эсхатологической и, конечно, герметической литературы. Христиане пытались ее осмыслить, отредактировать и приспособить к своим нуждам, но это получалось плохо. Свидетельством тому могут служить т.н. тексты Наг-Хаммади.

Хотя обнаружены эти тексты были в 1945 году, опубликованы они до сих пор лишь частично, а на русском языке к тому же в плохих переводах (т.к. переводились не с оригинала, а с французского или английского текста, как напр. в кн.: Апокрифы древних христиан. М., Мысль , 1989).

Однако национальный и социальный состав христианских общин вскоре начал меняться. Началась институционализация: в 313 г. имп. Константин принял Миланский эдикт, в котором христианство признавалось равноправной религией со всеми другими. Через год римскому епископу, преемнику ап. Петра, был предоставлен Латеранский дворец (будущий Ватикан).

Появились первые монастыри и их уставы (Пахомий Великий, 292-346, в том же Хенобоскионе - Наг Хаммади). Стала разрабатываться христианская аскеза (понимаемая как умерщвление плоти). Появилась новая категория людей: христианские святые. Появились и первые теоретики.

Из святых для нас интересны не князья-христианизаторы и не многочисленные мученики, а люди, бывшие при жизни целителями и экстрасенсами: даже их мощи по сей день не утратили своего энергетического потенциала.

И христиане начали создавать свою литературу, свои теории и учения, начиная с Евангелий, Деяний и Посланий, часть из которых вошла потом в новозаветный канон, и кончая теоретическими трудами, писать которые продолжают и сегодня.

Отсюда - огромное количество более или менее глубоких, красивых и уродливых, остроумных и не очень остроумных теорий, разнообразие которых до сих пор поражает исследователей и дает богатейшую пищу уму, не пораженному магией креста .

Выделив и закрепив треугольник, христиане переосмыслили и понятие квадрата, трансформировав его в к р е с т. С одной стороны крест, конечно, сужает выбор вариантов, с другой же его перекладины можно продолжать до бесконечности, что дает новый стимул мышлению, заставляя его проникать все глубже или все выше.

Кроме того, крест по-своему соответствует структуре макрокосма и микрокосма: в самой форме нашего тела неявно сокрыты тайные очертания креста (Тертуллиан). И: Все - Крест, все крестовидно - Крест лежит лежит в основании всего бытия как истинная ф о р м а бытия, уже не внешняя только, но форма организующая, платоновский stauros (Флоренский П. Страх Божий. Богосл. труды , вып. XVII).

Необходимость мыслить в рамках канона делает мысль все более изощренной - вспомните иконописный канон, строгость которого привела к возникновению высочайшего мастерства художников. Однако тот же канон затормозил развитие всех других жанров изобразительного искусства.

Так современные новообращенцы, после целой жизни расцерковленности , будь им 16 или 60 лет, попадая под магию креста , цепляются за сообщенные им догматы стостраничного школьного катехизиса, не составляющие и миллионной доли христианского культургута , и добровольно лишают себя доступа ко всему остальному богатству на том лишь основании, что мой духовник считает это грехом . Да разве одно только христианство страдает от подобной нищеты духа своих прозелитов?

В первой четверти нашего двухтысячелетия ( весенний период эры Рыб) можно выделить - помимо собственно христианства, эзотеризм которого еще только начал складываться, - два основных направления эзотерической мысли: плюралистическое, рассматривавшее христианство как одно из многих учений о мiре и человеке, в чем-то лучше, а в чем-то и хуже прочих, и монистическое, считавшее христианство важнейшим из этих учений, однако требующим целого ряда дополнений и поправок.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Халдеи

News image

ХАЛДЕИ (мн., ивр. KAS'DIM, греч. `oi chaldaioi) были очередным семитским племенем, давно обитавшим в Междуречье

Основные отличия каббалы от философии

News image

Основной принцип в науке каббала гласит: «Непостигаемое не можем назвать по имени», где под именем имеется в виду начало какого-то постиже...

Теория Семи рас

News image

Разумная жизнь на Земле создавалась целенаправленно, то есть с заранее обдуманным намерением, однако не тем антропоморфным Богом—творцом, ...

Истинный и ложный гнозис

News image

Далее необходимо различать такие понятия как истинный и ложный гнозис. Главным критерием, помогающим отличить первый от второго, является ...

Главная Врата эзотерики История эзотерических учений