Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Авторизация





Братство Pозового Креста
Эзотеризм - Врата эзотерики

51.  братство pозового креста

PОЗЕНКPЕЙЦЕPЫ (нем. Rosenkreuzer, англ. Rosicrucians): орден братьев Креста и Pозы , основанный в 1622 г. в Германии для занятий религиозными, оккультными и естественнонаучными опытами. Орден возник на основе одной из мистических сект ( Братство Pозового Креста ) под влиянием идей Якова Беме и Иоганна Валентина Андреэ, о котором мы упоминали в конце предыдущей лекции.

Якоб Бёме (Jakob Boehme, 1575-1624): немецкий философ - мистик, прозв. Philosophus Teutonicus ( Тевтонский философ ). По профессии был сапожником, вольно или невольно следуя примеру р. Иоханана Гасандлара и ап. Павла, однако в отличие от них он не только никогда не бросал своей профессии, но и заслужил звание Мастера.

Правоверный лютеранин, Беме был неудовлетворен рационализмом новореформированной христианской теологии. Бог проявляется во всем, считал Беме, в первую очередь — в Природе как важнейшей составной части Творения, и нужно лишь пожелать заметить Его проявления.

Для этого Беме предлагал использовать медитативные упражнения, интуитивный поиск, изучение культурного наследия (прежде всего — текстов Священного Писания).

Отвергая каббалистику и натуральную магию, Беме фактически пользовался их методами познания мiра, а эзотерику (в частности, астрологию) признавал и формально, за что подвергался преследованиям со стороны современных ему лютеранских богословов.

Он оставил немало трудов (собр. соч. Якова Беме на немецком языке занимает семь томов), в т.ч. Аврора или Утренняя заря в восхождении , М., 1914, репринт 1990, став таким образом первопроходцем многих направлений западной философской мысли: теософии, христософии, классической немецкой философии (Гегель, Шеллинг) и эзотеризма в целом.

Розенкрейцеры поставили перед собой благородную задачу изменения человеческого общества в эзотерическом духе. В отличие от ученых философов они были дилетантами, то есть не представляли себе всей сложности этой задачи, а потому смело взялись за нее.

Все люди должны осознать свою взаимосвязь с мiром невидимым, с Космосом, и стараться не нарушать космического равновесия. Их можно этому научить; для этого они должны читать книги и проходить розенкрейцерские посвящения. Степеней посвящения у первых розенкрейцеров было три. Тогда, считали они, возможно достижение триединой цели розенкрейцерства:

- реформа , а точнее, объединение науки, философии и этики на основе метафизики, для чего они вырабатывали символический язык, одну из основ которого составляла Каббала;

- исцеление всех больных и полная ликвидация всех болезней (бедность они тоже считали болезнью), для чего они при помощи алхимии искали панацею или Эликсир жизни;

- и... устранение всех монархических форм правления и замена их правлением избранных философов (Мэнли П. Холл). Впрочем, об этом они старались распространяться только в узком кругу высших посвященных.

Важнейший символ розенкрейцеров, роза и крест, изображались двояко, вначале (1), а потом, начиная с XIX в., (2):

Однако в любом случае роза символизировала материю (согласно метафизике — вечную и неизменную), возрождающиеся силы природы, а крест был символом оплодотворяющего духа; это, в принципе, те же инь и ян, символы женского и мужского начала.

Кроме того, розенкрейцеры, по аналогии с Каббалой, выделяли семь мiров или планов, каждый из которых состоял еще из 7 слоев или подпланов (впрочем, их подробная разработка относится уже к позднейшему времени — концу XIX в.). Эти семь мiров группируются в четыре больших плана :

Помимо этих мiров, они выделяли еще четыре Царства: минералов, растений, животных и человека.

Минералы находятся вне креста. Растения питаются снизу , это нижняя вертикальная перекладина, Человек питается сверху . Животные же находятся между ними (горизонталь).

Ретроспективная история розенкрейцеров была, как и следовало ожидать, очень богата. Они возводили ее к фараону Эхнатону, о котором у нас шла речь в 3-й лекции. Потерпев неудачу со введением единого солнечного культа, фараон посвятил в него нескольких избранных, которые и пронесли это знание через века. Хранителями этого знания были Моисей, Соломон, Пифагор и Корнелий Агриппа, а также лорд Бэкон, которому легенда приписывает много всего, в т.ч. создание тайных обществ и авторство пьес Шекспира.

Главным же своим идеологом и основателем ордена они считали некоего Христиана Розенкрейца, немецкого юношу, научившегося всей этой премудрости в Дамаске и умершего 106 лет от роду, основав Братство Розового креста (1378-1484), главного героя Химической свадьбы Иоганна Валентина Андреэ — повести, впрочем, по утверждению русского эзотерика И.М. Хераскова, сатирической .

Розенкрейцеров преследовали, но не очень активно, главным образом со стороны церкви, упрекавшей их в использовалии дьявольских каббалистических символов и фаллической интерпретации креста (оплодотворяющее начало). Впрочем, времена костров уже фактически миновали, да и сами розенкрейцеры усиленно подчеркивали свою приверженность христианской вере. Политической же угрозы они из себя не представляли, и королям было по большей части не до них.

Поэтому к концу XVIII в., осмеянное Просветителями, розенкрейцерство частью ушло в подполье , передавая по эстафете свои идеи наиболее верным из адептов, частью же вошло в состав других организаций, предоставлявших своим членам более широкий простор для деятельности.

Первые в XIX в. стали основателями культурно-философских обществ, считавших своей целью благотворительность и врачевание, и действительно достигших в этом больших успехов, особенно в Новом Свете (в Америке), о чем позже. Вторые же слились в первую очередь с масонами, — второй знаменитой эзотерической школой, также манифестировавшейся в XVIII в.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Что такое гнозис?

News image

Основные признаки гнозиса. Гнозис – эзотерическая традиция, основоположником которой являлся Иисус Христос. Согласно традиции эзотериче...

Иисус Христос нарушил заповеди?

News image

Идея о том, что вера без дел мертва (см.Иакова 2:19-21) очень четко обосновывается в Послании Иакова – брата Иисуса и одного и первых посв...

Восемь ступеней йоги

News image

Теоретическая и практическая йога включают в себя восемь ветвей (ступеней), классификацию которых в третьем веке нашей эры разработал вели...

Ранние эпохи

News image

Еще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии может служить старинная традиция присвоения архетипам планет определенных ме...

Главная Врата эзотерики Братство Pозового Креста