Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Авторизация





Наследие дона Хуана
Эзотеризм - Труды Кастанеды

44. наследие дона хуана

Можно по-разному относиться к Карлосу Кастанеде -- одни считают его пророком новой эры, другие бессовестным обманщиком и мистификатором, однако нельзя не согласиться, что это была выдающаяся личность, оставившая заметный след в духовной жизни человечества. За такими людьми всегда -- как хвост за ядром кометы -- тянется шлейф эпигонов, подражателей, учеников, комментаторов, биографов...

Тут напрашивается совершенно точная аналогия с христианством -- еще при жизни Христа апостолы устраивали мелкие свары за право считаться самым главным и любимым учеником. А после смерти Учителя всевозможные Евангелия, каждое по-своему трактующее учение Спасителя, плодились как кролики, пока церковь на каком-то из Вселенских соборов не приняла решение объявить истинными четыре канонических Евангелия, а все остальные признать апокрифами.

Точно такая же драчка за наследие Дона Хуана началась уже при жизни Кастанеды, а уж после его ухода страсти вообще накалились. Нагвали стали возникать десятками. Тут тебе и некий дон Анхель Руис, шаман из рода Рыцарей Орла , один из нагвалей тольтекской традиции. Тут тебе и нагваль из Южной Африки Тюн Марес (Теун Марез). Тут тебе еще один ученик Дона Хуана, о котором ничего не знают герои книг Кастанеды, Кен Орлиное Перо. Тут тебе шаманка Крылатая Волчица , ученица шаманок Аланы Изменяющей Дух и Терра Ланды Сочетательницы Энергий . Тут тебе, наконец, женщина-нагваль, ученица нагваля Джона Черная Ворона Мэрилин Тюннешенд, которая всех, связанных с Кастанедой людей объявляет шарлатанами, а самое себя -- единственной настоящей ученицей Дона Хуана...

Есть еще и некий Виктор Санчес, автор толкового справочника по практическому применению произведений Кастанеды Учение Дона Карлоса , который уверяет, что он -- ученик самого Кастанеды, тогда как Кастанеда в специальном заявлении от Санчеса полностью открещивается. Сейчас, как в свое время в христианстве, все, вроде бы, устаканилось. Состав группы Кастанеды, а стало быть, состав его правопреемников окончательно и официально зафиксирован. Это Кэрол Тиггс, Тайша Абеляр и Флоринда Доннер-Грау -- соратницы и ученицы молодого нагваля Карлоса Кастанеды, а также их охранницы чакмулы Кайли Лундал и сестры Рени и Найи Мюрез. Последняя троица занята тем, что преподает систему психофизических упражнений тенсёгрити и распространяет литературу и видеоматериалы на эту тему. Тайша и Флоринда написали четыре книги (Тайша одну, Флоринда три), про свое посвящение в мир тольтекской магии. Только две из этих книг лежат в русле собственно кастанедовской традиции: Жизнь-в-сновидении Флоринды Доннер и Магический переход: путь женщины-воина Тайши Абеляр. На человека, прочитавшего всё, написанное Кастанедой, эти книги производят удручающее впечатление. Вроде бы там упоминаются все персонажи книг Кастанеды, вроде бы заняты они чем-то похожим, однако от того, чему обучали Кастанеду Дон Хуан и Дон Хенаро здесь остаются лишь рожки, да ножки. Тут нет и следа сурового учения Дона Хуана, конечной целью которого является достижение абсолютной свободы и бессмертия. В пронизанных сильным феминистским духом книгах обеих дам есть лишь описания техники впадения в какие-то липкие, тягостные шизофренические состояния, в своего рода сны наяву, безо всякой цели и смысла. Если это и есть конечная цель тольтекской магии, то спасибо, не надо. Правда, обе книги намекают на то, что продолжение следует , но, по истечении стольких лет, можно предположить, что мы его не дождемся. Однако Кастанеда и при жизни и после смерти своим авторитетом эти творения как бы поддерживает. Поневоле поверишь в утверждение упомянутой уже Мэрилин Тюннешенд, что Карлос оказался слишком слаб для усвоения подлинной тольтекской традиции и под конец жизни очутился в полном безвольном подчинении у трех энергичных ведьм, которые делают на его имени хороший бизнес...

Ну, что там на самом деле происходило и происходит мы можем узнать только из посвященной Кастанеде литературы, которая, в общем-то, делится строго на два потока: хулительно-разоблачительный и восторженно-апологетический. Серьезный критический анализ наследия Кастанеды встретишь нечасто. Если честно, то я его встретил лишь в двух книгах. И обе принадлежат перу одного автора -- Алексея Ксендзюка. На первую -- Тайна Карлоса Кастанеды -- уже имеется рецензия в этом разделе. Вторая книга -- После Кастанеды: дальнейшие исследования увидела свет шесть лет спустя и уже после смерти ученика Дона Хуана. В обеих книгах меня привлек строго прагматичный подход автора, который не делает из Кастанеды ни идола, ни шарлатана, а честно пытается разобраться в его учении и делает это, исходя из собственного опыта и из общей парадигмы современных знаний об измененных состояниях сознания. Ксендзюк не пытается запихнуть Кастанеду в прокрустово ложе оккультных представлений XIX века, как то делает Юри Каптен (см. рецензию в этом разделе), но анализирует его творчество, сравнивая, с одной стороны, с положениями известных восточных психофизических практик таких, как йога, тантра, дзен и даосская алхимия, а с другой, с трудами современных психологов и философов, таких как Юнг, Гроф, Хайдеггер, Камю и т. д. То есть, демонстрирует единственный, на мой взгляд, верный подход к феномену Кастанеды.

Профессионализм подхода Ксендзюка виден, например, в той части книги, где он предельно объективно излагает действие на психику алкалоидов и больших психоделиков таких, например, как индольные триптамины. Или же там, где автор разбирает эволюцию Кастанеды от антропологии к метафизике и не без иронии показывает, что именно этот переход оттолкнул от Кастанеды многих его поклонников, которым без конца хотелось бы и дальше читать нечто вроде антропологического боевика с психоделической подоплекой.

Именно Ксендзюк из всех комментаторов Кастанеды со всей определенностью подчеркивает, что главным, ключевым положением всего учения Дона Хуана является активность восприятия -- мы не просто пассивно созерцаем нечто раз и навсегда нам данное, но еще и творим окружающий наш мир своей перцепцией. И эта перцепция является главнейшим рычагом психоэнергетической и в конечном итоге психофизиологической трансформации человека.

И этот подход позволяет Ксендзюку впервые четко сформулировать (по крайней мере я до этого нигде ничего подобного не встречал), в чем заключается опасная ловушка почти всех доныне существующих систем медитативных практик, стремящихся достичь Нирваны, Сатори, Абсолюта, Благодати Божьей и т.п. Будь-то практики восточные, применяемые в суфизме, буддизме или йоге, будь-то западные, исполняемые христианскими мистиками.

И в книге есть немало практических советов, как этой ловушки избежать.

Что же касается проклятых вопросов всемирного кастанедоведения: а не шарлатан ли наш Карлос? а не выдумал ли он все это из головы ? а существовал ли на самом деле Дон Хуан?, то в свете рассматриваемого подхода они лишаются смысла. Весь объем созданного Кастанедой уже является частью ноосферы и вычеркнуто оттуда быть не может. Оно может только расширяться, дополняться и расти -- если, конечно, в нем действительно заложен подлинно преобразующий потенциал. В конце концов уже давным-давно не имеет никакого значения -- а существовали ли на самом деле Моисей и Христос, главное что комплекс приписываемых им идей вот уже две тысячи лет определяет жизнь доброй части человечества.

И в конце концов, воин верит не веря , не так ли?

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Восемь ступеней йоги

News image

Теоретическая и практическая йога включают в себя восемь ветвей (ступеней), классификацию которых в третьем веке нашей эры разработал вели...

Шумер и Вавилон

News image

Двуречье — благодатный край, не без оснований считающийся родиной цивилизаций , по крайней мере тех, которые принято называть авраамитиче...

Основные отличия каббалы от религии

News image

Религия считает, что Творец меняет свое отношение к человеку в зависимости от действий человека, а наука каббала считает, что высшая сила ...

Теория Семи рас

News image

Разумная жизнь на Земле создавалась целенаправленно, то есть с заранее обдуманным намерением, однако не тем антропоморфным Богом—творцом, ...

Главная Труды Кастанеды Наследие дона Хуана