Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Природа человека

Если тантризм идёт путём преображения психических и тонких энергий для выхода из колеса бесконечных перерождений, исхо...

Основные идеи

Метод космоэнергетики видит своей задачей исследование энергоинформационных полей и совершенствование механизмов оздор...

Авторизация





Наследие дона Хуана
Эзотеризм - Труды Кастанеды

44. наследие дона хуана

Можно по-разному относиться к Карлосу Кастанеде -- одни считают его пророком новой эры, другие бессовестным обманщиком и мистификатором, однако нельзя не согласиться, что это была выдающаяся личность, оставившая заметный след в духовной жизни человечества. За такими людьми всегда -- как хвост за ядром кометы -- тянется шлейф эпигонов, подражателей, учеников, комментаторов, биографов...

Тут напрашивается совершенно точная аналогия с христианством -- еще при жизни Христа апостолы устраивали мелкие свары за право считаться самым главным и любимым учеником. А после смерти Учителя всевозможные Евангелия, каждое по-своему трактующее учение Спасителя, плодились как кролики, пока церковь на каком-то из Вселенских соборов не приняла решение объявить истинными четыре канонических Евангелия, а все остальные признать апокрифами.

Точно такая же драчка за наследие Дона Хуана началась уже при жизни Кастанеды, а уж после его ухода страсти вообще накалились. Нагвали стали возникать десятками. Тут тебе и некий дон Анхель Руис, шаман из рода Рыцарей Орла , один из нагвалей тольтекской традиции. Тут тебе и нагваль из Южной Африки Тюн Марес (Теун Марез). Тут тебе еще один ученик Дона Хуана, о котором ничего не знают герои книг Кастанеды, Кен Орлиное Перо. Тут тебе шаманка Крылатая Волчица , ученица шаманок Аланы Изменяющей Дух и Терра Ланды Сочетательницы Энергий . Тут тебе, наконец, женщина-нагваль, ученица нагваля Джона Черная Ворона Мэрилин Тюннешенд, которая всех, связанных с Кастанедой людей объявляет шарлатанами, а самое себя -- единственной настоящей ученицей Дона Хуана...

Есть еще и некий Виктор Санчес, автор толкового справочника по практическому применению произведений Кастанеды Учение Дона Карлоса , который уверяет, что он -- ученик самого Кастанеды, тогда как Кастанеда в специальном заявлении от Санчеса полностью открещивается. Сейчас, как в свое время в христианстве, все, вроде бы, устаканилось. Состав группы Кастанеды, а стало быть, состав его правопреемников окончательно и официально зафиксирован. Это Кэрол Тиггс, Тайша Абеляр и Флоринда Доннер-Грау -- соратницы и ученицы молодого нагваля Карлоса Кастанеды, а также их охранницы чакмулы Кайли Лундал и сестры Рени и Найи Мюрез. Последняя троица занята тем, что преподает систему психофизических упражнений тенсёгрити и распространяет литературу и видеоматериалы на эту тему. Тайша и Флоринда написали четыре книги (Тайша одну, Флоринда три), про свое посвящение в мир тольтекской магии. Только две из этих книг лежат в русле собственно кастанедовской традиции: Жизнь-в-сновидении Флоринды Доннер и Магический переход: путь женщины-воина Тайши Абеляр. На человека, прочитавшего всё, написанное Кастанедой, эти книги производят удручающее впечатление. Вроде бы там упоминаются все персонажи книг Кастанеды, вроде бы заняты они чем-то похожим, однако от того, чему обучали Кастанеду Дон Хуан и Дон Хенаро здесь остаются лишь рожки, да ножки. Тут нет и следа сурового учения Дона Хуана, конечной целью которого является достижение абсолютной свободы и бессмертия. В пронизанных сильным феминистским духом книгах обеих дам есть лишь описания техники впадения в какие-то липкие, тягостные шизофренические состояния, в своего рода сны наяву, безо всякой цели и смысла. Если это и есть конечная цель тольтекской магии, то спасибо, не надо. Правда, обе книги намекают на то, что продолжение следует , но, по истечении стольких лет, можно предположить, что мы его не дождемся. Однако Кастанеда и при жизни и после смерти своим авторитетом эти творения как бы поддерживает. Поневоле поверишь в утверждение упомянутой уже Мэрилин Тюннешенд, что Карлос оказался слишком слаб для усвоения подлинной тольтекской традиции и под конец жизни очутился в полном безвольном подчинении у трех энергичных ведьм, которые делают на его имени хороший бизнес...

Ну, что там на самом деле происходило и происходит мы можем узнать только из посвященной Кастанеде литературы, которая, в общем-то, делится строго на два потока: хулительно-разоблачительный и восторженно-апологетический. Серьезный критический анализ наследия Кастанеды встретишь нечасто. Если честно, то я его встретил лишь в двух книгах. И обе принадлежат перу одного автора -- Алексея Ксендзюка. На первую -- Тайна Карлоса Кастанеды -- уже имеется рецензия в этом разделе. Вторая книга -- После Кастанеды: дальнейшие исследования увидела свет шесть лет спустя и уже после смерти ученика Дона Хуана. В обеих книгах меня привлек строго прагматичный подход автора, который не делает из Кастанеды ни идола, ни шарлатана, а честно пытается разобраться в его учении и делает это, исходя из собственного опыта и из общей парадигмы современных знаний об измененных состояниях сознания. Ксендзюк не пытается запихнуть Кастанеду в прокрустово ложе оккультных представлений XIX века, как то делает Юри Каптен (см. рецензию в этом разделе), но анализирует его творчество, сравнивая, с одной стороны, с положениями известных восточных психофизических практик таких, как йога, тантра, дзен и даосская алхимия, а с другой, с трудами современных психологов и философов, таких как Юнг, Гроф, Хайдеггер, Камю и т. д. То есть, демонстрирует единственный, на мой взгляд, верный подход к феномену Кастанеды.

Профессионализм подхода Ксендзюка виден, например, в той части книги, где он предельно объективно излагает действие на психику алкалоидов и больших психоделиков таких, например, как индольные триптамины. Или же там, где автор разбирает эволюцию Кастанеды от антропологии к метафизике и не без иронии показывает, что именно этот переход оттолкнул от Кастанеды многих его поклонников, которым без конца хотелось бы и дальше читать нечто вроде антропологического боевика с психоделической подоплекой.

Именно Ксендзюк из всех комментаторов Кастанеды со всей определенностью подчеркивает, что главным, ключевым положением всего учения Дона Хуана является активность восприятия -- мы не просто пассивно созерцаем нечто раз и навсегда нам данное, но еще и творим окружающий наш мир своей перцепцией. И эта перцепция является главнейшим рычагом психоэнергетической и в конечном итоге психофизиологической трансформации человека.

И этот подход позволяет Ксендзюку впервые четко сформулировать (по крайней мере я до этого нигде ничего подобного не встречал), в чем заключается опасная ловушка почти всех доныне существующих систем медитативных практик, стремящихся достичь Нирваны, Сатори, Абсолюта, Благодати Божьей и т.п. Будь-то практики восточные, применяемые в суфизме, буддизме или йоге, будь-то западные, исполняемые христианскими мистиками.

И в книге есть немало практических советов, как этой ловушки избежать.

Что же касается проклятых вопросов всемирного кастанедоведения: а не шарлатан ли наш Карлос? а не выдумал ли он все это из головы ? а существовал ли на самом деле Дон Хуан?, то в свете рассматриваемого подхода они лишаются смысла. Весь объем созданного Кастанедой уже является частью ноосферы и вычеркнуто оттуда быть не может. Оно может только расширяться, дополняться и расти -- если, конечно, в нем действительно заложен подлинно преобразующий потенциал. В конце концов уже давным-давно не имеет никакого значения -- а существовали ли на самом деле Моисей и Христос, главное что комплекс приписываемых им идей вот уже две тысячи лет определяет жизнь доброй части человечества.

И в конце концов, воин верит не веря , не так ли?

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Основные разделы каббалы

News image

Как в любой науке, в каббале существует теоретическая и практическая сторона, куда включается собственный язык, понятийный аппарат, самост...

Экзотические культуры (Бамбара, Бенин, Суринам, шамани

News image

На периферии технических цивилизаций до сих пор существуют сообщества или даже целые культуры (и их не так уж мало), в силу разных причин ...

Основной теоретический источник суфизма

News image

Термин «Коран» в переводе на русский язык означает «чтение». Эта книга была продиктована, согласно преданию, пророку Мухаммеду Творцом чер...

Восемь ступеней йоги

News image

Теоретическая и практическая йога включают в себя восемь ветвей (ступеней), классификацию которых в третьем веке нашей эры разработал вели...

Главная Труды Кастанеды Наследие дона Хуана