Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Пространство и время

Наиболее древние письменные источники свидетельствуют о том, что астрономы Вавилона разделили год на 365 с четвертью д...

Авторизация





«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ» КУЛЬТЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ
Эзотеризм - Мистические традиции, психоприктика

48. «психологические» культы в системе современной религиозной культуры

Одной из наиболее неожиданных точек соприкосновения психологии с религией являются возникшие в середине нашего столетия особые религиозные системы, превратившие терапевтическую практику в религиозную и фетишизировавшие многие понятия, используемые в психотерапии. Так, например, несложный анализ таких базовых категорий Дианетики, как инграмма, репит, равно как и метода одитинга, с очевидностью показывает эквивалентность этих понятий и процедур принятым в современной психотерапии понятиям психотравма, катарсис, анализ. Подобные религиозные системы можно назвать термином «психологические культы» Первой из подобных систем и пока единственной, признающей себя религией, является, кстати, именно Дианетика (Саентологическая церковь). В настоящее время существует значительное количество подобных систем, среди которых можно выделить Лайф-спринг, «движение фиолетовых» и др. Некоторые из исследователей указывают на наличие религиозных признаков даже у таких известных терапевтических систем как НЛП.

В пространстве бывшего СССР подобные культы приобрели значительное количество последователей, что обусловлено, в частности, отсутствием легитимных профессиональных психотерапевтических школ немедицинского направления. Среди «отечественных» культов психологической направленности можно указать Академию Золотова, некоторые другие системы.

Психологические культы используют в своей практике те же элементы, что и психотерапевтические системы, однако, цели подобных практик являются мистическими. Так, в Дианетике целью является полное освобождение духа. В Академии Золотова — раскрытие паранормальных способностей и т. д. В других вариантах психологических культов цели являются утилитарными, тогда как методы включают в себя мистические элементы. Так, в «движении фиолетовых» целью является повышение уровня социальной адаптации. Некоторые из психологических культов имеют ярко выраженный харизматический характер. Так у учеников Академии Золотова какие-либо «сверхспособности» проявляются только на семинарах-тренингах, что вызывает эффект зависимости.

Всё сказанное выше позволяет утверждать, что «психологические» культы не являются отдельными случайными образованиями, а являются неотъемлемым элементом современной религиозной культуры.

Проанализируем корни возникновения «психологических» культов как культурного явления. Среди причин объективного характера можно отметить следующие. В современном мире психотерапия и сопутствующие ей психопрактики и психотехнологии начинают играть роль, которая в традиционалистских обществах всегда принадлежала религии, а именно формирование социотипа человека, поддержание на требуемом уровне набора невротических напряжений, необходимых для адаптативного существования личности в текущих социальных условиях. Занимая место религии, различные системы психопрактик не могли на переходном этапе не перенять часть элементов, присущих традиционным религиозным системам.

С другой стороны, необходимо отметить, что практически все современные психотерапевтические системы, как признанные (психоанализ или гештальт), так и маргинальные типа ЭСТ (Эрдхардовских семинаров тренинга), или «движения фиолетовых», зарождались по схеме, которая хорошо известна в религиоведении. Так, изначально каждая из таких «школ» представляла собой группу учеников или последователей, сплочённых вокруг харизматического лидера, имеющего своё специфическое видение мира, подтверждённое преимущественно личным опытом (в том числе и мистическим). По меткому наблюдению К. Ясперса, «психотерапевтическая система формируется как секта, группируясь вокруг глубоко почитаемого учителя». Причём внутришкольные исторические описания носят явно мифологический характер, составляясь из двух составляющих: «психологически-мистической» биографии создателя метода и мифологемы борьбы учения школы с окружающей реальностью. Этот период заполнен энергичной борьбой за место в психотерапевтическом сообществе. В дальнейшем опыт лидера систематизируется и канонизируется, а сама система обрастает формальными связями, социальной структурой, формируется система обучения и т. д. Нетрудно заметить, что приведённая выше схема вполне соответствует предложенной Вебером классификации религий: харизматический культ, секта, деноминация, церковь, которая описывает также и этапы становления религиозной системы.

Другой важной предпосылкой существования рассматриваемого явления является принципиальная близость мистических и трансперсональных состояний. Подобная близость отмечалась ещё Юнгом, который заметил, что психотерапия занимает явно «краевое» положение между гуманитарными, терапевтическими дисциплинами и всевозможными религиозными воззрениями и культовыми практиками.

Как известно, не существует «чисто» научной парадигмы для описания человека. Отмеченные ещё Мамардашвилли проблемы психологии, существующей в рамках научно-технократической парадигмы, в описании человека, оригинальным образом проявились на практике. Почти любой практикующий психолог вынужден добавлять в свою деятельность элементы «шаманства», которые не вытекают из какой-либо «научно» обоснованной теории. Иногда этих элементов становиться очень много, и получившаяся система становится преимущественно «шаманской».

Всё сказанное выше даёт некоторое объяснение рассматриваемого феномена «психологических» культов. Действительно, общность объекта воздействий, схожесть методов и социальных задач религии и психотерапии не могли не привести к их постепенной диффузии, и эта тенденция, вероятно, будет усиливаться.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Хасидизм

News image

Если у нас осталось время, упомянем еще об одном течении, также получившем свое развитие в XVIII в. и сохранившем свое значение и по сей д...

Корни эзотерических событий

News image

Интересен следующий момент из Евангелия от Иоанна: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их»...

Теория Семи рас

News image

Разумная жизнь на Земле создавалась целенаправленно, то есть с заранее обдуманным намерением, однако не тем антропоморфным Богом—творцом, ...

Гадание на картах

News image

Французский богослов и оккультист КУР ДЕ ЖЕБЛЕН (Антуан Курт де-Гебелин, Court de Gebelin, 1725-1784) был членом масонской ложи Девяти се...

Главная Мистические традиции «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ» КУЛЬТЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ