Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

Философия и эзотерика:

Пространство и время

Наиболее древние письменные источники свидетельствуют о том, что астрономы Вавилона разделили год на 365 с четвертью д...

Многообразие философии

Вивекананда говорит, что к чему бы ни стремились люди, как им кажется, в своей жизни, на самом деле, и в конечном счёт...

Авторизация





Психопрактика культуры
Эзотеризм - Мистические традиции, психоприктика

54. психопрактика культуры

Изменение функций психологического знания и его базовых парадигм хорошо просматривается на примере такой малоисследованной области психологической практики, как психопрактика культуры. В ней сегодня весьма причудливым образом сочетаются профессиональная психология творчества, традиционная - конфессиональная и народная психологические культуры, обыденная психология - с метапсихологическими экспериментами и работой различных психотерапевтических школ и направлений по развитию телесной сенситивности, творческих способностей, навыков открытого общения.

При этом гуманитарная психология и психотерапия выступает в различных функциях:

Во-первых, в ее терминах и понятийных конструкциях концептуализируются как традиционные, так и современные психопрактики. И тем самым происходит их инвестирование энергиями современной культуры, приближающее их к повседневному жизненному и творческому опыту.

Во-вторых, крайне важен опытный, психотехнический, а по сути проектный залог гуманитарной психологии и психотерапии. Речь идет именно об опытах , тренингах , экспериментах , о том, что осваивается невербально, неконцептуально, а духовно-практически.

Можно сказать, что современная психотерапевтика стоит к традиционной и научной психологии в том же отношении, что художественный авангард - к традиционному и классическому искусству, т.е. артифицирует и приватизирует психические деятельности.

В-третьих, что немаловажно, гуманитарная психология и психология и психотерапия есть культурное движение за личный рост за гуманизацию психосферы и тем самым сохраняет отчетливую связь с неогуманистической и общедемократическими ценностями.

В-четвертых, гуманитарная психология и психотерапия работают в расширенном межкультурном контексте, в презумпции гетеродоксии. Эти концепции и процедуры открыты различному, если не любому символическому, трансперсональному опыту, что способствует укреплению духа веротерпимости и веролюбию.

Далее я хотел бы сказать о некоторых особенностях психопрактики культуры, обнаруживших ее сугубую постмодернистичность

Но прежде всего одно замечание. Если и правда, что тотальность как таковая устарела и настал черед раскрепощения частей (В. Вельш), то это никак не означает патологической диссоциации. Здесь более подходяща голографическая, а не революционная метафора: как в каждой части голограммы (в отличие от фотографии) есть изображение целого объекта, так в каждой части личности - вся личность целиком.

Человек больше себя самого (трансперсонален), потому что он меньше себя самого (субперсонален).

Субличностное разнообразие. Вслед за диалогическими концепциями межличностных и культурных коммуникаций, за социально-психологическими концепциями ролевого взаимодействия в современной культуре актуализировался концептуальный анализ частей личности , описывающий и исследующий феномен субличностной психопрактики.

Этот переход сравним по значению с перемещением интереса биологии с клеточного на молекулярный уровень. Микроструктуры личностной самореализации, идентифицируемые в терминах субличностей , субмодальностей сенсорного, аффективного и когнитивного опыта, - это те реальности постмодернистской психопрактики, которые теперь впрямую - минуя уровень целостной личности - наделяются культурными значениями и культуротворческими функциями. Если изобретатели психоанализа (и первое поколение их учеников) конструировали типовые структуры личности, в которых процесс диссоциации охватывался обязательными инстанциями , то современные нам психологи и психотерапевты имеют дело с произвольными и порождаемыми композициями частей личности, открыв тем самым пространство для проективной творческой работы личностного роста.

Автопоэзис. На мой взгляд, самое оригинальное в концепции автопоэзиса - это внимание к коэволюции, параллельному и взаимозависимому протеканию процесса личностного роста и процесса творческой производящей деятельности (в любых областях практики).

Онтологические концепции о самонарождающихся реальностях (в природе и обществе), об автореферентности и рефлексивности, самотрансцендентности и т.д. - лишь фон, на котором реализуется фигура автопоэзиса (с непременным, впрочем, допущением о конвергенции всех фонов и фигур).

Каждый шаг творческой, производящей деятельности есть вместе с тем и шаг личностного роста. Их общая опорная точка - идентифицированная субличность. Ею - в результате идентификации - может стать любое состояние или событие, сколь бы виртуальным она не была.' Я при этом оказывается лишь рабочим символом идентификации. Состояния и события при этом не только принимаются как вмещающая меня реальность , но и авторизуются. Порождаемые такими состояниями и событиями пространства и временности также неминуемо оказываются авторскими (проектируемыми) и доступны пользователям в качестве персонажей предложений психодрамы.

Когнитивное картирование. В виду авторизованности порождаемых пространств и временностей задачу их картирования, т.е. разметки предлагаемых персонажем мест обитания и путей поведения первоначально берет на себя автор. Далее, в ходе коммуникативной конверсии фигура/фон персонажи-пользователи реализуют в этих пространствах-временах свои собственные незавершенные или неначатые гештальты, сквозные действия и сверхзадачи .

Над автопоэзисом надстраивается слой взаимного, многократно отраженного картирования, по ходу которого осуществляется интенсивный обмен частями личностей, взаимопознание координат идентифицирующих символов я . В результате реализуется парадоксальная персональность, в которой ни одно я не есть мое я или твое я , а само взаимокартируемое пространство/время культуры становится - виртуально - самостью этого процесса, одновременно искомой и избегаемой.

Здесь и теперь . Все сказанное реализуемо лишь в том случаев если сознание/воля участников автопоэзиса удерживается в актуальном настоящем, в здесь и теперь посредством непрерывного сознания-замечивания (в том числе и актуализированных субличностей).

Для такой психопрактики поведения в культуре вновь исчезает психическое бессознательное (а по мнению К.Г. Юнга до недавнего времени коллективное бессознательное никогда не было психологическим ). То, что означалось этим термином в психоанализе всех мастей теперь означаемо в точках и путях когнитивно (-концептуально) размечаемых пространствах/временах.

При этом навязчивая телесность психоанализа как бы развоплощается. Тело опознается как многомерная поверхность, за которой нет никаких объемов, никакой глубины и на которой происходят всевозможные записи-разметки (с разлившей катектической значимостью).

Ощущения, аффекты, когнитивные акты переживаются как события, происходящие на этих поверхностях-экранах виртуально. Все незавершенные или неначатые гештальты возвращаются в сюда и сейчас , должны быть актуализированы, приняты и авторизованы.

Процесс индивидуации. В различных техниках изменения личностных историй, основанных на репрезентации прошлых и будущих состояний, перенесение ресурсов'' из позитивных ситуаций в негативные и интегрировании в эти последние, допускаются исправления личностных историй (вплоть до получения нового детства вместе старого, преодоление травмы рождения или выбора желаемой фазы жизни в будущем).

Интегрирование психического опыта во времени, пространстве и других значимых измерениях заново ставит вопрос об индивидуации, обретении самости, истинного я по ходу жизни (или за ее пределами).

Возможность индивидуации связывается с возможностями прямого, опытного переживания и задействования различных виртуальных событий/потоков , симультанных состояний/сред и проеден сингулярностей (-единочностей).

Устойчивость, цельность личного бытия тут предполагается не в твердости структурных связей, а в инвариантности психодинамических преобразований (конверсий, трансфигураций) на микроструктурном уровне. В симметрическом строении картируемых пространств.

Можно было бы назвать другие психологические концепции и психотерапевтические процедуры, характеризующие серьезные изменения в направленности развития психологической науки и практики. Но и сказанного, я думаю, достаточно, чтобы представить, что изменения эти отнюдь не поверхностны.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Экзотические культуры (Бамбара, Бенин, Суринам, шамани

News image

На периферии технических цивилизаций до сих пор существуют сообщества или даже целые культуры (и их не так уж мало), в силу разных причин ...

Иисус Христос нарушил заповеди?

News image

Идея о том, что вера без дел мертва (см.Иакова 2:19-21) очень четко обосновывается в Послании Иакова – брата Иисуса и одного и первых посв...

Ассирийцы

News image

Но вернемся к истории. Как ни были сильны вавилоняне, однако их царствию тоже пришел конец. Около 1500 г., то есть примерно тогда, когда е...

Древний Египет

News image

История Древнего Египта, как уже говорилось, довольно хорошо укладывается в рамки эры Тельца. К середине IV тысячелетия до нашей эры образ...

Главная Мистические традиции Психопрактика культуры