Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета го...

http://www.auto-reanimator.ru/ ремонт и покраска грузовых автомобилей.

Авторизация





О некоторых исследованиях паранормального: тема смерти
Эзотеризм - Мистические традиции, психоприктика

39. о некоторых исследованиях паранормального: тема смерти

Исследования паранормального являются местом встречи различных традиций веры и знания. Из двух основных хранителей опыта паранормального в истории человечества: мировые религии и внеконфессиональные магико-мистические традиции и практики, - последние в первую очередь в лице опыта медиумов и экстрасенсов стали предметом систематических психических исследований, начиная с конца XIX века.

Известно, что одной из характеристик, различающих мировые религии и внеконфессиональные магико-мистические традиции и практики, является тема посмертного освобождения или спасения. В последних, в отличие от первых она отсутствует [11], хотя вера в существование души человека после смерти его тела является универсалией всех религиозных традиций, также как и в существование и возможность контакта с потусторонним миром.

В целом тему смерти активного носителя внеконфессиональных магико-мистических традиций, переживших в отечественном контексте как трагедию репрессий, так и идеологический прессинг, в традиционных источниках и современных исследованиях можно видеть в следующих формах: 1) в связи с проблемой трансляции традиции, передачи знания, как со стороны старшего поколения (трудная смерть в случае отсутствия преемника), так и со стороны младшего поколения при ненаследственном типе трансляции традиции (тема шаманской болезни и отказа от зова духов); 2) феноменология в первую очередь шаманских состояний сознания и глубоких стадий практики (шаманские путешествия и околосмертный опыт; каталептические и коматозные состояния в шаманских практиках; вселение духа и выход из тела); 3) отмеченность мест захоронения.

Если поместить интересующие нас способности в контекст конфессиональных практик, то можно обнаружить, что очень часто по крайней мере некоторые из них ассоциируются с глубокими стадиями духовного опыта, который во многом обретает свой смысл в связи со стремлением к посмертному освобождению или спасению. Эта связь также позволяет предполагать, что мeханизмы по крайней мере некоторых из этих способностей связаны с процессом смерти [4, 10.5], что подтверждается не только сообщениями об экстраординарном контроле над жизненно важными функциями организма, которые демонстрируют некоторые адепты йоги, буддизма, суфизма, но и некоторыми общими положениями о связи высшего духовного опыта со смертью, с одной стороны, и укорененности в нем человеческой природы, с другой [4, 10.5].

Как уже отмечалось в [3], понятия ?сакральное¦, ?священное¦, ?святое¦ используются главным образом в связи с опытом религиозных традиций, но не практик, с опытом которых и редкими случаями нарушения законов природы (полтергейст, например) парапсихологи имеют дело в первую очередь. Однако поскольку во многом одни и те же способности и явления встречаются как в опыте практик, так и в опыте религиозных традиций, то поляризации сакральное-профанное в исследованиях опыта паранормального в какой-то мере можно сопоставить сосуществование и перплетение парадигм паранормального и сверхъествественного, о которых шла речь в [3].

Очень часто, опыт сакрального, священного ассоциируется с контактом человека с силами иного, божественного мира. Когда такой опыт помещается в контекст научных исследований, то его статус изменяется: он становится всего лишь психическим (К.-Г.Юнг), внутренним пространством индивида , а ?психология и психоанализ заменяет духовную проблематику¦ [11]. Cобственно переход из одного мира в другой происходит в процессе смерти человека. Хочется надеяться на то, что исследования самого процесса перехода могут пролить дополнительный свет на эту сложнейшую проблему.

Рассматривая место темы смерти в исследованиях паранормального, можно обнаружить, что оно различно в обозначенных в [3] парадигмах сверхъестественного и паранормального. Если в первом случае эта тема является ключевой как в смысле активного участия потусторонних сил в паранормальных явлениях, так и в смысле постановки в ней проблемы посмертного существования субстанций человека, то в парадигме паранормального тема смерти принимает другие формы [4, 10.3-10.6].

Рассмотрим некоторые из них [4, 10]. Две формы проявления темы смерти в парадигме паранормального можно видеть в различных аспектах описания состояний человека [10.4, 10.5]. Так, одна обнаруживается в условиях, способствующих активизации паранормальных способностей: одним из таких условий являются близкие к смерти состояния, кома [10.4]. Другая - в гипотезах о возможных механизмах некоторых паранормальных способностей. Например, обсуждается гипотеза о том, что опыт выхода из тела, который в наиболее глубоком варианте описан в исследованиях осознаваемой клинической смерти, существенен для понимания целого ряда паранормальных способностей [10.5] (ср. значимость этого опыта для современного понимания опыта шаманов). Обсуждается также высказанная еще Флуддом де Флуктибусом (1574-1637) идея о связи механизма левитации с мало исследованным явлением изменения веса тела в момент смерти человека и животных [10.5]. Это явление показывает, что смерть человека является не только психологическим, физиологическим, нейрофизиологическим, биохимическим, но также, по-видимому, и макроскопическим физическим явлением.

К.Г.Коротков сообщает о том, что основанный на эффекте Кирлиан метод газоразрядной визуализации позволяет различать причину смерти людей. Мониторинг в течение 3 дней после смерти 9 трупов показал, что характеристики посмертной ауры существенно различаются в случае смерти от старости, суицида и в результате несчастного случая [5]. Эти данные в целом согласуются с результатам посмертного мониторинга 8 доноров внутренних органов, которые показали временное восстановление рефлексов некоторых мышц ног через 6-40 часов после регистрации смерти мозга [6].

Одним из важнейших элементов парадигмы паранормального являются физические подходы к паранормальным явлениям. Поскольку систематические исследования паранормального в определенном смысле вторичны по отношению к естественным наукам, физике, то к паранормальным явлениям часто применяются те конструкты теоретической физики, в которых сознание присутствует по крайней мере в дискуссионной форме [1,2]. Некоторые современные физические подходы к паранормальным явлениям, как представляется, позволяют обнаружить тему смерти в парадигме паранормального не только в отмеченных выше формах, но и в связи с этими подходами [10.2, 10.3, 10.6]. В первую очередь это касается поисков общей основы материи и сознания, результат которых часто выражается в некотором отождествлении предельных конструктов теоретической физики (единой поле, физический вакуум) с Сознанием, Богом, Абсолютным Ничто [1, 2, 10.3, 10.6]. Теми редкими явлениями, для описания которых предлагается привлекать такие идеи, является материализация и телепортация, т.е спонтанные появления и исчезновения макроскопических объектов [8], другим - например, психокинез на больших расстояниях [9].

В конфессиональной перспективе опыт, соответствующий этому уровню организации Универсума, уровню единства материального и идеального, связывается с высшим духовным опытом, в котором феномен смерти играет ключевую роль. В связи с этим естественно предполагать, что не только абстрактные, безличные категории сознания, материи, но и процесс смерти человека существенен как для описания указанного уровня организации Универсума, так и для по крайней мере некоторых из интересующих нас явлений и способностей [10.3, 10.6]. Общую классификацию смерти йогинов, данную одним из выдающихся буддийских мастеров XIV века [8], в частности, включающую тип смерти с полным исчезновением вещества тела, в которую почти невозможно поверить современному человеку, но которая, по-видимому, соответствуют описанному выше подходу, можно видеть в [7].

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Варвары

News image

Варварами греки, как известно, называли всех, кто были не греки. В те времена, о которых только что говорилось, т.е. в конце эры Овна - на...

Хасидизм

News image

Если у нас осталось время, упомянем еще об одном течении, также получившем свое развитие в XVIII в. и сохранившем свое значение и по сей д...

Древний Египет

News image

История Древнего Египта, как уже говорилось, довольно хорошо укладывается в рамки эры Тельца. К середине IV тысячелетия до нашей эры образ...

Иисус Христос нарушил заповеди?

News image

Идея о том, что вера без дел мертва (см.Иакова 2:19-21) очень четко обосновывается в Послании Иакова – брата Иисуса и одного и первых посв...

Главная Мистические традиции О некоторых исследованиях паранормального: тема смерти