Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

Философия и эзотерика:

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Авторизация





О некоторых исследованиях паранормального: тема смерти
Эзотеризм - Мистические традиции, психоприктика

39. о некоторых исследованиях паранормального: тема смерти

Исследования паранормального являются местом встречи различных традиций веры и знания. Из двух основных хранителей опыта паранормального в истории человечества: мировые религии и внеконфессиональные магико-мистические традиции и практики, - последние в первую очередь в лице опыта медиумов и экстрасенсов стали предметом систематических психических исследований, начиная с конца XIX века.

Известно, что одной из характеристик, различающих мировые религии и внеконфессиональные магико-мистические традиции и практики, является тема посмертного освобождения или спасения. В последних, в отличие от первых она отсутствует [11], хотя вера в существование души человека после смерти его тела является универсалией всех религиозных традиций, также как и в существование и возможность контакта с потусторонним миром.

В целом тему смерти активного носителя внеконфессиональных магико-мистических традиций, переживших в отечественном контексте как трагедию репрессий, так и идеологический прессинг, в традиционных источниках и современных исследованиях можно видеть в следующих формах: 1) в связи с проблемой трансляции традиции, передачи знания, как со стороны старшего поколения (трудная смерть в случае отсутствия преемника), так и со стороны младшего поколения при ненаследственном типе трансляции традиции (тема шаманской болезни и отказа от зова духов); 2) феноменология в первую очередь шаманских состояний сознания и глубоких стадий практики (шаманские путешествия и околосмертный опыт; каталептические и коматозные состояния в шаманских практиках; вселение духа и выход из тела); 3) отмеченность мест захоронения.

Если поместить интересующие нас способности в контекст конфессиональных практик, то можно обнаружить, что очень часто по крайней мере некоторые из них ассоциируются с глубокими стадиями духовного опыта, который во многом обретает свой смысл в связи со стремлением к посмертному освобождению или спасению. Эта связь также позволяет предполагать, что мeханизмы по крайней мере некоторых из этих способностей связаны с процессом смерти [4, 10.5], что подтверждается не только сообщениями об экстраординарном контроле над жизненно важными функциями организма, которые демонстрируют некоторые адепты йоги, буддизма, суфизма, но и некоторыми общими положениями о связи высшего духовного опыта со смертью, с одной стороны, и укорененности в нем человеческой природы, с другой [4, 10.5].

Как уже отмечалось в [3], понятия ?сакральное¦, ?священное¦, ?святое¦ используются главным образом в связи с опытом религиозных традиций, но не практик, с опытом которых и редкими случаями нарушения законов природы (полтергейст, например) парапсихологи имеют дело в первую очередь. Однако поскольку во многом одни и те же способности и явления встречаются как в опыте практик, так и в опыте религиозных традиций, то поляризации сакральное-профанное в исследованиях опыта паранормального в какой-то мере можно сопоставить сосуществование и перплетение парадигм паранормального и сверхъествественного, о которых шла речь в [3].

Очень часто, опыт сакрального, священного ассоциируется с контактом человека с силами иного, божественного мира. Когда такой опыт помещается в контекст научных исследований, то его статус изменяется: он становится всего лишь психическим (К.-Г.Юнг), внутренним пространством индивида , а ?психология и психоанализ заменяет духовную проблематику¦ [11]. Cобственно переход из одного мира в другой происходит в процессе смерти человека. Хочется надеяться на то, что исследования самого процесса перехода могут пролить дополнительный свет на эту сложнейшую проблему.

Рассматривая место темы смерти в исследованиях паранормального, можно обнаружить, что оно различно в обозначенных в [3] парадигмах сверхъестественного и паранормального. Если в первом случае эта тема является ключевой как в смысле активного участия потусторонних сил в паранормальных явлениях, так и в смысле постановки в ней проблемы посмертного существования субстанций человека, то в парадигме паранормального тема смерти принимает другие формы [4, 10.3-10.6].

Рассмотрим некоторые из них [4, 10]. Две формы проявления темы смерти в парадигме паранормального можно видеть в различных аспектах описания состояний человека [10.4, 10.5]. Так, одна обнаруживается в условиях, способствующих активизации паранормальных способностей: одним из таких условий являются близкие к смерти состояния, кома [10.4]. Другая - в гипотезах о возможных механизмах некоторых паранормальных способностей. Например, обсуждается гипотеза о том, что опыт выхода из тела, который в наиболее глубоком варианте описан в исследованиях осознаваемой клинической смерти, существенен для понимания целого ряда паранормальных способностей [10.5] (ср. значимость этого опыта для современного понимания опыта шаманов). Обсуждается также высказанная еще Флуддом де Флуктибусом (1574-1637) идея о связи механизма левитации с мало исследованным явлением изменения веса тела в момент смерти человека и животных [10.5]. Это явление показывает, что смерть человека является не только психологическим, физиологическим, нейрофизиологическим, биохимическим, но также, по-видимому, и макроскопическим физическим явлением.

К.Г.Коротков сообщает о том, что основанный на эффекте Кирлиан метод газоразрядной визуализации позволяет различать причину смерти людей. Мониторинг в течение 3 дней после смерти 9 трупов показал, что характеристики посмертной ауры существенно различаются в случае смерти от старости, суицида и в результате несчастного случая [5]. Эти данные в целом согласуются с результатам посмертного мониторинга 8 доноров внутренних органов, которые показали временное восстановление рефлексов некоторых мышц ног через 6-40 часов после регистрации смерти мозга [6].

Одним из важнейших элементов парадигмы паранормального являются физические подходы к паранормальным явлениям. Поскольку систематические исследования паранормального в определенном смысле вторичны по отношению к естественным наукам, физике, то к паранормальным явлениям часто применяются те конструкты теоретической физики, в которых сознание присутствует по крайней мере в дискуссионной форме [1,2]. Некоторые современные физические подходы к паранормальным явлениям, как представляется, позволяют обнаружить тему смерти в парадигме паранормального не только в отмеченных выше формах, но и в связи с этими подходами [10.2, 10.3, 10.6]. В первую очередь это касается поисков общей основы материи и сознания, результат которых часто выражается в некотором отождествлении предельных конструктов теоретической физики (единой поле, физический вакуум) с Сознанием, Богом, Абсолютным Ничто [1, 2, 10.3, 10.6]. Теми редкими явлениями, для описания которых предлагается привлекать такие идеи, является материализация и телепортация, т.е спонтанные появления и исчезновения макроскопических объектов [8], другим - например, психокинез на больших расстояниях [9].

В конфессиональной перспективе опыт, соответствующий этому уровню организации Универсума, уровню единства материального и идеального, связывается с высшим духовным опытом, в котором феномен смерти играет ключевую роль. В связи с этим естественно предполагать, что не только абстрактные, безличные категории сознания, материи, но и процесс смерти человека существенен как для описания указанного уровня организации Универсума, так и для по крайней мере некоторых из интересующих нас явлений и способностей [10.3, 10.6]. Общую классификацию смерти йогинов, данную одним из выдающихся буддийских мастеров XIV века [8], в частности, включающую тип смерти с полным исчезновением вещества тела, в которую почти невозможно поверить современному человеку, но которая, по-видимому, соответствуют описанному выше подходу, можно видеть в [7].

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Посвящение в гнозис

News image

Существует распространенное мнение, что учение Иисуса предназначалось для каждого человека. Это не совсем правильное мнение. На самом деле...

Персы

News image

Завоевав Вавилон (Кир, 539), персы вначале тоже ничего не изменили в официальном культе Мардука. Им было не до того: их религия зороастриз...

Что такое йога?

News image

Йога – эзотерическая традиция, основы которой впервые были систематизированы великим гуру Патанджали, жившим во 2-м веке до н.э. Но неправ...

Что такое суфизм?

News image

Происхождение суфизма связано с людьми, которые в своем ревностном соблюдении предписаний Корана смогли достичь мистического опыта – опыта...

Главная Мистические традиции О некоторых исследованиях паранормального: тема смерти