Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Династия Далай-лам

Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543–1588) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан-хана, одного из наиболее ...

Авторизация





Эзотерические психопрактики в контексте культуры
Эзотеризм - Мистические традиции, психоприктика

60. эзотерические психопрактики в контексте культуры

Анализируя культурное значение эзотерических систем и, в частности, эзотерических психопрактик, можно сформулировать следующие вопросы. 1. Существует ли взаимосвязь между различными видами эзотерических психопрактик? 2. Существует ли связь между целями и задачами эзотерической психопрактики и культурной и религиозной традициями, в рамках которой они существуют? 3. Является ли существование таких систем необходимым условием существования культуры и каково их культурное значение? 138 В большинстве исследований по вопросу эзотерических психопрактик допускаются две существенные методологические неточности. Во-первых, возникает уже упомянутая путаница эзотерической системы и религиозной традиции, под эгидой которой она существует. О неадекватности такого отождествления уже шла речь выше. С другой стороны, возникает искушение рассмотреть эзотерические системы, как абсолютно оторванные от соответствующих культурных традиций. Действительно, человек, посвящающий себя большинству из подобных видов практики, уходит от активной социальной жизни. Как пишет С. Хоружий относительно исихазма: «...человек в духовной практике, возводящей к мистическому опыту, не может посвящать себя ни социальной жизни, ни технически-творческой деятельности, он выбывает из них» [249]. Более того, зачастую деятельность людей, посвятивших себя эзотерическим изысканиям, начинала носить выражение асоциальный характер. Приведем несколько цитат, иллюстрирующих этот принцип. «Прежде всего в резко сословном обществе старой России всегда обращала на себя внимание демонстративная внесословность социального поведения старцев, обращения их со всеми, кто к ним являлся. За этим стояло и более общее: не только в сословных отношениях, но и во всех сферах жизни старцами утверждался иной, альтернативный строй ценностей и отношений, стоящий не на законе, а на благодати. Их действия и суждения не определялись нормативными мирскими установлениями, но были живым выражением сверхнормативной евангельской этики любви — и передавали, вносили начала этой этики в мир» [249]. Подобное высказывание относительно другой эзотерической системы сформулировал К. Эрнст: «Деятельность суфиев, считавших, что их идеалы основаны на Божественной Истине, неизбежно приводила к серьезным социальным трениям» [291, с. 54]. Можно найти и другие примеры, подтверждающие сформулированный выше принцип. Однако, выбывая из активной общественной жизни, такой человек не выпадает из культурного контекста. Психопрактики, возникающие в рамках той или иной культуры, впитывают, как будет показано ниже на различных примерах, картину мира, присущую соответствующей культуре, которая и определяет антропологическую перспективу каждой из практик. Можно 139 сказать, эзотерическая психопрактика является следствием и одновременно предельным выражением экзистенциального мифа, лежащего в основании той или иной культуры. При этом в рамках таких практик можно найти и активное отрицание существующих культурных традиций и социальных установок. С другой стороны, эзотерические практики, на определенном этапе своего развития, могут являться ретрансляторами некоторых культурных ценностей, что на примере русского старчества было показано С. Хоружим.

Проиллюстрируем сформулированные концепции на некоторых конкретных примерах.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Халдеи

News image

ХАЛДЕИ (мн., ивр. KAS'DIM, греч. `oi chaldaioi) были очередным семитским племенем, давно обитавшим в Междуречье

Эзотерика

News image

Термин Эзотерика возник в эпоху эллинизма (4—3 в. до н.э.)

Основные предпосылки возникновения гностической традиц

News image

Учение Иисуса неотъемлемым образом явилось дополнением к учению Каббалы. Согласно Каббале, человек, исполняя заповеди Торы, учится любить....

Код Священного писания

News image

Традиция кодировки священных писаний в суфизме сохранена у большинства суфийских учителей. И мы еще раз обращаем внимание читателя на то, ...

Главная Мистические традиции Эзотерические психопрактики в контексте культуры