Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Авторизация





Хасидизм
Эзотеризм - История эзотеризма, древниий эзотеризм

49. хасидизм

Если у нас осталось время, упомянем еще об одном течении, также получившем свое развитие в XVIII в. и сохранившем свое значение и по сей день, однако в христианской Европе мало кому известном, потому что возникло оно в среде евреев и для евреев : это ХАСИДИЗМ.

В начале XVIII в. в австро-венгерской Украине, в Подолии, жил раввин Израэль Ваал Шем-Тов (ивр. SHEM TOV, Доброе имя , он же Бешт, 1700-1760). Богатый опыт служения в качестве советчика и помощника людям в их трудных жизненных делах, а также годы изучения книг заставили его сделать два вывода:

1) Каббала — не мистика, недостойная правоверных евреев, а учение, позволяющее человеку познать самого себя и приближающее его к Богу;

2) никакие невзгоды (а невзгод, считая века гонений, у евреев хватало) не извиняют уныния. Унывая, мы радуем Диавола, лишь наша радость радует Всевышнего.

Поэтому, считал р. Бешт, задача истинного хасида (ивр. CHASID, благочестивый , ср. Хесед — 4-я сфира, Милосердие , см. лекцию 8) — находить радость внутри бедственной жизни сегодняшнего дня, не откладывая до прихода Мессии. Средством для этого он и считал Каббалу, точнее, ее методы познания Бога.

Кто живет в радости, выполняет волю Создателя , говорил Шем-Тов. Ср. христианское не унывайте (Мф. 6:16) и делая добро, да не унываем (из Посланий ап. Павла: Гал. 6:9, Фес. 3:13). О том же Шем-Тов: Сначала познай зло, чтобы избегать его. Потом познай добро, чтобы его творить . Ср.: Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus...

Хасидизм иногда называют мистическим оптимизмом и, в общем, не без оснований. Его корни восходят к лурианской Каббале — учению Исаака Лурия, одного из крупнейших каббалистов XVI в.

Исаак Лурия, 1534-1572, ученый Академии в Цфате (англ. Safed), много сделал для понимания системы сфирот. Все в ней настолько взаимосвязано, говорил он, что мне трудно выразить это словами . Поэтому он не записывал своих поучений, они были изложены потом его учениками. Его толкования очень напоминали даосскую и тантрическую традицию. Легенды о нем самом ходили еще при жизни. Это он обосновал постулат о Тринадцати вратах (см. Каббалисты и суфии).

Хасиды практиковали медитацию и совместное распевание молитв; молящиеся пели, двигались и танцевали, иногда принимали возбуждающие напитки, вместе достигая состояния экстаза. Учение хасидизма быстро распространилось по всей Европе, а потом и за океаном.

К концу XVIII в. в польской Белоруссии зародилось ответвление хасидизма, именуемое любавичским по имени небольшого населенного пункта Любавичи.

Первый любавичский ребе, Шнеер-Залман из Ляд (1745-1813), сделал медитации менее экстатичными, а толкование системы сфирот — более метафизическим (философским). Поэтому его учение также называют Хабад , по первым буквам названий трех высших сфирот: Хохма, Бина, Даат. Смысл его легко уяснить, вернувшись к значению этих сфирот (см. лекцию 8). Это он первым включил каббалистические моменты в сборник молитв (сидур), снабдив их своими комментариями.

В XIX и ХХ в. центр любавичской секты располагался в России (Ростов-на-Дону), а ныне он находится в США. Ее руководителями и поныне считаются потомки р. Шнеер-Залмана, которые носят теперь фамилию Шнеерсон.

Помните историю с библиотекой Шнеерсона ? Это та самая библиотека, собирать которую начал еще первый любавичский ребе. В 1916 г., когда немецкая армия приближалась к Любавичам, его праправнук ( пятый ребе ) Шолом-Бер переправил часть ее в Москву. Ныне уже седьмой ребе Шнеерсон пытается вызволить ее у московских властей...

Естественно, у хасидов появились и противники. Они называются миснагидами (MITNAGGEDIM) и не признают новодельных молитвенников с каббалистическими вкраплениями. Не отрицая Каббалу в целом, они считают, что эзотерикой следует заниматься лишь отдельным высокообразованным людям, а для простых правоверных это лишь грех и соблазн (почти как в хинаянском буддизме).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Истинный и ложный гнозис

News image

Далее необходимо различать такие понятия как истинный и ложный гнозис. Главным критерием, помогающим отличить первый от второго, является ...

Хасидизм

News image

Если у нас осталось время, упомянем еще об одном течении, также получившем свое развитие в XVIII в. и сохранившем свое значение и по сей д...

Основной теоретический источник суфизма

News image

Термин «Коран» в переводе на русский язык означает «чтение». Эта книга была продиктована, согласно преданию, пророку Мухаммеду Творцом чер...

Гадание на картах

News image

Французский богослов и оккультист КУР ДЕ ЖЕБЛЕН (Антуан Курт де-Гебелин, Court de Gebelin, 1725-1784) был членом масонской ложи Девяти се...