Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Династия Далай-лам

Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543–1588) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан-хана, одного из наиболее ...

Авторизация





Восемь ступеней йоги
Эзотеризм - История эзотеризма, древниий эзотеризм

14. восемь ступеней йоги

Теоретическая и практическая йога включают в себя восемь ветвей (ступеней), классификацию которых в третьем веке нашей эры разработал великий древнеиндийский мудрец Патанджали, по праву считающийся главным систематизатором учения йоги. Эти ступени включают в себя следующие методики духовного развития человека:

1) яма;

2) нияма;

3) асана;

4) пранаяма;

5) пратьяхара;

6) дхарана;

7) дхьяна;

8) самадхи.

Учение йоги отличается цельностью, поэтому только практика всех восьми звеньев (ступеней) может привести к нужному результату – самореализации и достижению нирваны. Любая ступень йоги, будучи убранной из замкнутой цепи, нарушает сущность этой традиции.

Практика ямы, ниямы, асан, пранаямы, и пратьяхары касается как тела, так и разума. Эти пять звеньев составляют внешнюю сторону йоги, направленную на развитие в человеке культуры физического тела. Три остальные ступени – дхарана, дхьяна и самадхи – представляют собой ее внутреннюю сторону и связаны с изменением состояния разума.

Этическая сторона йоги выражена в первых двух ступенях – яме и нияме. Десять принципов ямы и ниямы только количественно совпадают с десятью главными заповедями Торы, поэтому не стоит их полностью отождествлять. С другой стороны необходимо всегда помнить, что учение йоги по сути своей никогда не противоречило

каббалистическому учению, т.к. сама йога является достойной преемницей Каббалы.

Многие из ступеней йоги являются объектом изучения различных ее направлений, с которыми мы ознакомимся в следующей главе. Так, например, асаны и пранаяма являются главными техниками в практике хатха-йоги; пратьяхара и дхьяна используются в джняна и бхакти йогах; яма и нияма – в карма и бхакти йогах. Но только самадхи является единственной целью достижения раджа-йоги. В этой связи принято считать остальные школы йоги (хатха, бхакти, джняна и карма йоги) лишь вспомогательными звеньями йоги, а раджу – главным ее звеном.

Яма.

Термин «яма» переводится как «самоограничение» или «сдержанность». Яма – это первая ступень йоги, которая включает в себя пять главных принципов, определяющих взаимоотношения человека с другими живыми существами:

· ахимса (ненасилие);

· сатья (правдивость);

· астейя (запрет воровства);

· брахмачарья (воздержание от случайных половых связей);

· апариграха (нестяжание).

Эти требования должны выполняться постоянно, в любом месте и в любых условиях, т.к. они отражают в себе Высший Закон Вселенной – волю Творца, согласно которой все сущее сотворено во имя всеобщего блага и призвано к гармоничному существованию и духовному развитию.

Не трудно увидеть в пяти принципах аналоги основным заповедям Торы, прописанных в десятисловном Законе: ахимса – «не убий», сатья – «не лги», астейя – «не кради», брахмачарья и апариграха – «не возжелай». Подобного рода аналогии прослеживаются и на других ступенях йоги.

Нияма.

Термин «нияма» переводится как «непреложность». Эта ступень йоги включает в себя пять главных принципов, регулирующих отношения человека с жизнью в целом:

· сауча (чистота);

· сантоша (довольство имеющимся, умеренность);

· тапас (аскетизм, подвижничество);

· свадхьяя (самообучение);

· исварапранидхана (покорность Творцу).

Принципы саучи во многом сходны с законами о чистоте, прописанными в Торе. Основная цель этих принципов – сделать из физического тела человека достойное обиталище Духа, т.к. именно физическое тело человека является истинным храмом Божьим, обителью Творца в проявленном мире. В йоге имеется целое направление – крийя-йога, в которой имеется множество практических методик очищения физического тела.

Принципы сантоши учат человека пониманию природы истинного счастья. Высшее счастье по йоге – результат удовлетворенности». Ведь согласно учению той же Каббалы, Творец сотворил человека, чтобы насладить его. Наполненность человека максимальным наслаждением приводит его к удовлетворению собой и окружающим миром. Поэтому в принципах сантоши отражены многие положения каббалы, которая предлагает человеку методику постижения высшего мира и уподобления человека своему Творцу. Именно в слиянии человека со своим Творцом заключено высшее наслаждение для человека.

В йоге считается, что аскетизм (самодисциплина) уничтожает все нечистое в разуме. Разум простого человека не способен постичь законов высшего мира, пока находится во власти чувств и желаний. Практика тапаса направлена на кумуляцию в человеческом организме свободной космической энергии. Слово «тапас» дословно означает «жар, внутренний огонь». Жар, тепло – это признаки энергии. Практика тапаса делает человека способным к принятию твердых решений, помогает развить силу воли, преодолеть эгоистическую природу разума, направить телесные и интеллектуальные способности на достижение высших духовных целей.

Свадхьяя означает изучение священных книг и погружение сознания в мудрость древних. Основу самообучения (свадхьяя) составляет сосредоточение на всех постулатах ямы и ниямы.

Исварапранидхана означает преданность Творцу («исвара» – верховный Властитель; «пранидхана» – абсолютная преданность, преклонение). Патанджали писал в «Йога-сутре»: «Только тот, кто совершенно предан Господу, может достичь высшего звена йоги – самадхи». Практика исварапранидханы является предметом обучения в бхакти-йоге.

Асана.

Термин «асана» переводится как «поза». Асаны практикуются в хатха-йоге. Асаны предназначены к тому, чтобы сделать физическое тело здоровым и спокойным, т.к. физическое тело человека рассматривается в йоге как храм Божий. Эту мысль, кстати, очень часто высказывал Иисус Христос – основоположник гностической традиции. Согласно некоторым источникам известно, что Иисус был посвященным в исторически предшествующие эзотерические традиции – Каббалу и йогу.

Пранаяма.

Термин «пранаяма» состоит из двух санскритских слов – «прана» и «яма». «Прана» означает свободную энергию космоса, которая пронизывает все сущее. «Яма» означает практику, направленную на сбор этой энергии и контролирование ее человеком с помощью волевых усилий. Практика пранаямы, наряду с асанами, является предметом изучения хатха-йоги. В практике пранаямы используется огромное количество различных дыхательных упражнений, при помощи которых человек может забирать из космоса свободную энергию. Аккумулируя в своем организме прану, человек может развить в себе различные способности, которые в йоге именуются термином «сиддхи». Эти способности в академической науке именуются «параспособностями», к которым относятся ясновидение, яснослышание, телекинез, телепортация и многие другие способности.

Пратьяхара.

Пратьяхара – ступень йоги, при которой человек обучается достигать такого состояния, когда разум не находит для себя внешнего выражения. Суть этой практики овладение вниманием и последующее отключение его от объектов внешнего мира. Патанджали писал: «В результате сознательного обращения разума вовнутрь чувства действуют разумно и согласованно без вмешательства эго-сознания. Человек обретает полный контроль над всеми чувствами» («Йога Сутра 2:55). Практика пратьяхары является предметом обучения в раджа и бхакти йогах.

Дхарана.

Термин «дхарана» происходит от санскритского слова «дхри», что означает «крепко удерживать». Концентрация внимания на внутреннем мире человека необходима для того, чтобы человек научился осознавать природу атмана и смог ощущать свою неотъемлемую сопричастность природе Творца. Объектами внутренней концентрации в дхаране являются чакры – энергетические центры в человеке, которые являются основными каналами взаимосвязи человека с Творцом. Дхарана является первым этапом медитации. Вторым этапом является дхьяна.

Дхьяна.

Дхьяна является седьмой ступенью йоги и означает непрерывное сосредоточение, или погруженность в себя. Дхьяна, собственно, и есть медитация. Главное отличие дхьяны от дхараны заключается в том, что при дхаране внимание концентрируется лишь на отдельной части внутреннего мира. При дхьяне объектом концентрации внимания является атман – непосредственное зерно божественной природы присутствующей в человеке. Если при дхаране возможно отвлечение внимания от объекта концентрации, то при дхьяне не может быть отвлечения внимания. Любая отвлеченность внимания при дхьяне означает переход последней в дхарану. Дхарана и дхьяна являются практиками, применяющимися в раджа, карма, джняна и бхакти йогах.

Самадхи.

Самадхи – высшая восьмая ступень йоги, которая является объектом практики только в раджа-йоге. Самадхи означает состояние сознания, именуемое просветлением или пробуждением. Практикуя самадхи, человек разрывает сансару (непрерывную цепь перевоплощения своей души) и достигает нирваны (максимального единения своей души с душой Творца). Достижение самадхи возможно, когда человек полностью стирает кармические зацепки (узлы) в своей душе. В этом состоянии человек перестает ощущать раздвоенность (дуальность) мира и воспринимает все сущее (в том числе и себя самого) как единое тело Творца. В раджа-йоге различают две основные ступени самадхи – сампраджната-самадхи и асампраджната-самадхи. Сампраджната-самадхи – состояние сознания, когда человек решает вернуться в физический мир (стать бодхисатвой), с целью обучения людей сакральному знанию и практической помощи людям в преодолении власти сансары. Асампраджната-самадхи состояние сознания, когда душа человека не возвращается в физический мир, а остается в вечной слиянности со своим Творцом (пребывает в постоянной нирване).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Шумер и Вавилон

News image

Двуречье — благодатный край, не без оснований считающийся родиной цивилизаций , по крайней мере тех, которые принято называть авраамитиче...

Основные отличия каббалы от философии

News image

Основной принцип в науке каббала гласит: «Непостигаемое не можем назвать по имени», где под именем имеется в виду начало какого-то постиже...

Материализация

News image

КАЛИОСТPО (Cagliostro), Александр, самозванный граф, собственно Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo, 1743-1795). Как ни странно, его биогр...

Основные разделы каббалы

News image

Как в любой науке, в каббале существует теоретическая и практическая сторона, куда включается собственный язык, понятийный аппарат, самост...

Главная История эзотеризма Восемь ступеней йоги