Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Авторизация





Варвары
Эзотеризм - История эзотеризма, древниий эзотеризм

46. варвары

Варварами греки, как известно, называли всех, кто были не греки. В те времена, о которых только что говорилось, т.е. в конце эры Овна - начале эры Рыб это были египтяне, семиты, персы, с которыми мы уже знакомы. Но нас интересуют не они, а те, кого мы больше привыкли называть варварами, т.е. предки будущих западных европейцев, наших современников, а также мы сами, хоть себя так и не называем.

На исторической арене они появились уже в иную эпоху: она начинается с очередного переселения народов в V в. н.э., когда пал Рим — который мы не рассматриваем, во-первых, в силу его культурного сходства с Элладой, а во-вторых потому, что многое из его наследия вошло в культуру варваров и их потомков, с которой нам еще предстоит встретиться.

Эта эпоха не тождественна Средневековью, которое начинается тогда же, а оканчивается то ли Возрождением, то ли Английской буржуазной революцией XVII в. (История средних веков, М., Просвещение , 1986). Она охваывает около пятисот лет или чуть больше и оканчивается для нас все той же Великой схизмой 1054 г. (суфизм, Каббала, крестовые походы).

Пятисотлетние исторические периоды связаны не с прецессионной хронологией, а с планетными циклами.

Планета Нептун делает полный оборот вокруг Солнца (или Земли, если оставаться на точке зрения древних) за 165 лет, Плутон — за 250 лет. Они соединяются, то есть встречаются в одном районе неба, примерно раз в 500 лет. Тогда в жизни общества происходят значительные перемены.

Этот аспект, как говорят астрологи, связан с изменением настроя общества в связи с развитием философии, религии, науки, с поворотным моментом в развитии науки, культуры, цивилизации или социальных институтов (Het Monster. Практическая астрология. М., 1992).

Впрочем, с планетами их можно и не связывать. Современные историки, например, выделяют в каждом историческом периоде подпериоды весна — лето — осень — зима , т.е. зарождение, расцвет, упадок и гибель. Это все та же знакомая нам четырехчастная схема — квадрат, тернер, тетрактида. Точно так же можно подразделить эти периоды на три, семь, двенадцать и т.д. подпериодов (что и делается), но для нас в данном случае удобнее четверичная схема.

Период от падения Рима до Схизмы — это эпоха христианизации Европы, замены старых представлений эпохи Овна или даже Тельца новыми, рыбными . Однако, несмотря на это, реликты древних эпох кое в чем сохранились или (особенно в XIX — XX вв.) были открыты заново.

Из варваров мы сегодня рассмотрим не всех, и тем более не представителей монголоидных племен, о которых уже шла речь (лекция 4), а лишь германо-скандинавов и кельтов. Причем если германцы (готы, саксы, даны и т.п.) до V в. не имели документированной предыстории, то о кельтах этого сказать нельзя.

В греческие времена кельты жили в Малой Азии и назывались галатами. Это к ним обращено известное письмо ап. Павла ( Послание к галатам ), где он хоть и не в первый раз, но не менее настойчиво повторяет: Нет ни эллина, ни иудея (Гал. 3:28).

Тем самым ап. Павел указывал, что эгрегор новой религии, христианства, открыт для всех, а не только для принадлежащих к определенному этносу. У него нет кода , и чтобы стать причастным к нему, достаточно принять (во крещении) новое имя.

Из Малой Азии кельты переселились в Италию, Испанию и другие края, позже постепенно продвигаясь все дальше на север. Нынешние потомки кельтов — это валлийцы в Англии, бретонцы во Франции и ирландцы.

Завоевывая бывшие римские провинции, обладавшие в целом более развитой культурой, варвары, естественно, попадали под ее влияние, причем иногда настолько, что даже утрачивали свой язык. Достаточно вспомнить о современных романских странах — Италии, Франции, Испании, да что говорить — вся Европа пользуется сейчас латинским алфавитом. Однако для развития эзотерики (которая у варваров, естественно, была) римская — или, если брать шире, греко-римская - культура не дала ничего. Скорее наоборот.

Во-первых, их космогония и космология практически ничем не отличались от уже неоднократно описывавшихся нами архаичных : та же схема деления мiра, трехчастная по вертикали и четырехчастная по горизонтали, те же астральные божества, только носившие иные имена.

Зевсу-Юпитеру у германо-скандинавов соответствовал громовержец Тор (Thor), Марсу — Тир или, как еще говорят, Зиу, Меркурию — Один (Вотан), бог мудрости и письма, Венере — Фрейя (Friday, день Венеры), а Сатурн... вот с Сатурном сложнее. Как Кронос (бог плодородия) это скорее Фрейр (Инг), как Хронос (бог времени) — антикультурный герой (или культурный антигерой) Локи.

С Луной и Солнцем тоже не все благополучно: Фригга и Бальдр настолько незначительны, а богов-покровителей войны и охоты так много, что напрашивается вывод о возникновении этих племен лишь в эру Овна, а также о невыраженности у них этих архетипов. Единого верховного бога у них тоже не было, однако в описываемую эпоху на эту роль все больше претендовал меркуриально-буддхический Один (головой добьешься большего, чем мечом).

У них были те же архаические духи, заведовавшие всем и вся - ундины и кобольды, эльфы и сильфы, красивые и безобразные, козловидные, однорукие, одноглазые... Был, наконец, и собственный алфавит, даже несколько алфавитов — так называемое огамическое письмо и руны.

Огамическое письмо названо по имени ирландского бога Огме (он же Один) и выглядело так:

Но огамическими письменами не пользовались в мантико-магических целях (хоть это и возможно, однако свидетельств этого не сохранилось, да и алфавит неудобный).

Pунический же алфавит существовал в нескольких модификациях: так, на британских островах он состоял из 33 букв, в германских землях — из 24, а в далекой Исландии всего из 16 букв.

Слово же runa означает тайна , восходя к древнейшему индогерманскому корню со значением прятать, скрывать . Его следы сохранились и в современных языках, ср., напр., немецкое raunen — нашептывать , латышское runat — говорить или финское runo — стихотворение, заклинание . Кстати, русское хранить связано, по всей вероятности, с тем же корнем.

Pуны — в первую очередь магические, а потом уже алфавитные знаки, использовавшиеся многими народами Европы. Pуны высекали на камнях или вырезали на дереве, ими украшали оружие, посуду, различные предметы, писали заклинания над входом в дом и на носах кораблей. Многие знаки имеют очень древнее происхождение, восходя к магическим символам кельтских жрецов-друидов.

ДРУИДЫ (ед.ч. друид, англ. druid): жрецы у древних кельтов Галлии, Британии и Ирландии, хранители знаний и преданий. Они разводили и поддерживали священный огонь, составляли лекарства, яды и различные зелья (как приворотные, так и оградительные), гадали, учили учеников, то есть были, по сути, теми же магами- жрецами или шаманами.

Были у них и мистерии (праздники наподобие Белтейна (в ночь на 1 мая) или Самайна (ночь на 1 ноября), позже легшие в основу христианского представления о шабашах ведьм, однако школ наподобие греческих у них не было.

С приходом христианства друиды отступили на второй план, часто оставаясь советниками королей; по народным поверьям, многие из них приняли облик кобольдов, демонов и пр., а рунический алфавит был вытеснен латинским.

Одной из первых стран в этом регионе была христианизирована Ирландия (V в., Св. Патрик, уничтоживший всех змей; хорошо ли это для эзотерического сознания? Впрочем, Ирландия — страна рыбаков), последней — Исландия, самый далекий остров в Атлантическом океане (Х в.). Знание рун, как алфавитных, так и магических, сохранялось там дольше всего. Однако и там к концу XV в. не осталось ни одного рунекендера (мага).

Каждая руна имела собственное имя и связывалась с тем или иным божеством, предметом или явлением. Это был символ, знак некоей сущности, ее имя. Выкладывая руну из деревянных палочек или нанося ее изображение на березовую кору или камень, на древко копья или на поверхность глиняного сосуда, врачеватель, воин или охотник обращался непосредственно к той сущности, которую руна обозначала, чтобы воздействовать на нее желательным для себя образом. Врачеватель изгонял болезнь, воин добывал победу в бою, охотник привлекал добычу.

Почему у них это получалось?

В основе этих простых магических действий лежит тот же принцип, что и в основе гадания, только применяемый в обратном порядке . Если при гадании руны (и вообще любые символы) помогают перевести некую мыслеформу, уже существующую во внесознательных областях (в подсознании), в область сознания, то натуральная магия при помощи тех же символов позволяет перевести мысль, возникшую в области нашего сознания, в другие области, придать ей форму, а вместе с формой и действенность.

Попробуем объяснить это проще. Настоящее — это не точка на прямой, как кажется нашему сознанию, а некий пространственно - временной континуум, довольно большое образование, включающее в себя события, случившиеся несколько месяцев или год назад, а также события, которым еще предстоит случиться. Однако наше сознание не воспринимает этот континуум, его воспринимает только подсознание.

Если какое-то событие назрело , его отпечаток появляется в подсознании (или где угодно; вопроса о том, в чем разница между микрокосмом и макрокосмом, на экзамене не будет, потому что ответить на него не может никто), и гадатель может его обнаружить и перевести в сознание, в понятный вам язык, при помощи гадательных символов — например, рун. Тогда в вашем сознании появится представление о предстоящем событии. Это и называется предсказанием.

Маг поступает строго наоборот. События как такового в вашем пространственно-временном континууме (в том Здесь и Сейчас, которое охватывает несколько месяцев или год) пока нет, но оно вам желательно. И тогда маг использует все те же гадательные символы для того, чтобы на этот раз переправить вашу мысль из сознания в подсознание (или в макрокосм), ведь символы работают и туда, и обратно .

И тогда в вашем континууме появится отпечаток события, которого нет и не планировалось. Однако оно совершится, потому что на то есть ваше желание, записанное на магнитном носителе - на мантико-магических символах.

Недаром Джордано Бруно говорил: из всех человеческих страстей лишь две обладают силой: горячее желание и страх . Если вы горячо желаете чего-то, то тем самым увеличиваете вероятность того, что желаемое исполнится. Тем более, если желание подкреплено символом. И наоборот, если вы отчаянно боитесь чего-то, оно обязательно произойдет — его вероятность увеличится, и уменьшить ее помогают опять-таки символы, атрибуты мантики и магии.

Для усиления воздействия имя руны произносили или распевали в особой песни (ср. Орфей). Часто, поскольку имя и вообще слово считалось тесно связано с тем, кого или что оно обозначало, его заменяли описанием или иносказанием.

Виса как образец суфийского текста у скандинавов. Виса — та же касыда. Содержание стиха часто зашифровано посредством очень своеобразных поэтических фигур, т.н. кеннингов (метафор). — М.И. Стеблин-Каменский. Саги об исландцах . Послесловие к Саге о Греттире , Новос., 1976.

Желая вызвать бурю, наслать болезнь или гибель на врага, пели т.н. злую песнь или совершали зейд — магический обряд, включавший пение и танец. Для его выполнения был необходим зейдовый жезл и подмостки. Это была женская магия.

У Вальтера Скотта в Айвенго приводится образец зейда - его поет саксонская ведьма Ульрика:

Тучею черной замок окутан,

Как всадник — на туче летящий орел.

Наездник заоблачный, ты не тревожься,

Пир твой готов.

Девы Валгаллы, ждите гостей... и т.д.

Отсюда пошло, кстати, позднейшее христианское представление о в е д ь м а х.

С помощью песен и рун заклинали также духов и домовых, мертвецов и троллей (великанов). Так же, как и другие архаичные народы (ср. у бенинцев, у греков), скандинавы и кельты высылали по делам (на разведку и т.п.) своего астрального двойника.

И, наконец, БЕРСЕРКИ (от Bёr serkr — медвежья шкура ) у скандинавов были воинами, приводившими себя в состояние исступления. По преданию, они выли как дикие звери, кусали свои щиты и в этом состоянии были неуязвимы.

Не вдаваясь в подробности этого феномена с точки зрения психологии или психиатрии, укажем, что они давали духу овладеть собой (ср. Конь, оседланный богами у суринамцев). Аналогичного состояния достигают мастера восточных единоборств (напр., айкидо).

В этом состоянии берсерк приобретал необходимый в битве фарн (благодать), но, в отличие от истинной благодати, такая оседланность не носит постоянного характера и прекращается с окончанием его объективной или субъективной необходимости.

Таким образом, варварский эзотеризм мало чем отличался от греческого — если принять поправку в тысячу лет, отделяющие Грецию Пифагора и Платона от эпохи проникновения христианства в отдаленные уголки Европы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Основной теоретический источник суфизма

News image

Термин «Коран» в переводе на русский язык означает «чтение». Эта книга была продиктована, согласно преданию, пророку Мухаммеду Творцом чер...

Что такое суфизм?

News image

Происхождение суфизма связано с людьми, которые в своем ревностном соблюдении предписаний Корана смогли достичь мистического опыта – опыта...

Код Священного писания

News image

Традиция кодировки священных писаний в суфизме сохранена у большинства суфийских учителей. И мы еще раз обращаем внимание читателя на то, ...

Что такое йога?

News image

Йога – эзотерическая традиция, основы которой впервые были систематизированы великим гуру Патанджали, жившим во 2-м веке до н.э. Но неправ...