Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета го...

Авторизация





Персия
Эзотеризм - История эзотеризма, древниий эзотеризм

35. персия

Религия парсов, предков жителей сегодняшнего Ирана, также имеет очень древние корни, т.е. восходит к самым ранним индо-иранским анималистическим и тотемическим культам. Древние парсы почитали стихии и их воплощения — огонь, воду, камни, ветер, совершали жертвоприношения, поклонялись божествам солнца и луны.

Огонь считается самой мощной, а в некоторых теориях — и самой древней из стихий. Огонь очищающий, этот каббалистический Эш-Мезареф, как нельзя лучше отвечает задаче Спасения, ибо он освобождает от скверны. Поэтому и зороастризм, пришедший на смену чистому стихие - и огнепоклонству, не смог отказаться от культа огня.

ЗОРОАСТРИЗМ как учение Зороастра (не будем вдаваться в детали вопроса о личности Зороастра и времени его жизни) сложился к концу эры Овна, т.е. к VI-V вв. до н.э. Во всяком случае, он уже был распространен в державе персидского царя Кира (558-529 до н.э.), и евреи, находившиеся в это время в плену в завоеванном Киром Вавилоне, успели кое-что перенять из религиозной философии зороастризма. К тому же времени относится и оформление первых текстов Авесты .

В Государственной (бывшей Ленинской) библиотеке есть издание Авесты на немецком языке: Avesta. Die heiligen Buecher der Parsen. Brl.-Lpz. Verl. De Gruyter, 1924. На русском языке эти тексты целиком до сих пор не выходили. В принципе они целиком и не сохранились: из 21 книги, существовавших при Сасанидах, т.е. в Средневековье, до нас дошли лишь четыре, из них только одна (Вендидад) без пропусков и потерь. Есть, впрочем, перевод избранных гимнов: Стеблин-Каменский И.М. Авеста. Избранные гимны из Видевдата. М., 1993.

Очень многое в иранской картине мiра сходно с представлениями древних индийцев — корни-то общие. И, хотя функции божеств и других элементов мифологии у парсов нередко изменяются на прямо противоположные по сравнению с индийцами, родство их имен и названий очевидно.

Ср. санскр. артха и авест. аша — закон мiровой необходимости, санскр. Яма и авест. Йима — бог подземного царства, но санскр. дэва — бог и авест. даэва — злой дух, разрушительная сила (ср. груз. дэв).

Первоначальные общество и культура иранцев носит, в отличие от индийских, ярко выраженный марсианский характер (поклонение огню, завоевательные войны, не прекращавшиеся в течение столетий, культ личности вместо отказа от нее и т.п., наконец, Лев с саблей и Солнце в гербе современного Ирана), поэтому отличий между ними довольно много. Не рассматривая их во всех подробностях, отметим две идеи, важных не только в догматическом, но в большой мере и в философском плане; возможно, они были восприняты иранцами у соседних семитских или даже более отдаленных восточно-африканских племен: это идея чистилища и идея благодати.

Не утверждая, что обе эти идеи проникли в Иран именно из Африки, все же напомню о весьма распространенной гипотезе происхождения всех человеческих рас именно с африканского континента (а с учетом теории Семи рас — с черного континента Гондваны), а также процитирую иранского писателя Голамхосейна Саэди: Культура суахили больше, чем любая другая, оказала влияние на обычаи и традиции населения южного побережья Ирана — цит. по: Жуков А.А. Культура, язык и литература суахили. Л., ЛГУ, 1983.

Чистилище, авест. чинвад (Chinvad), Чинвато-Пэрэру, поздн. Серат: волшебный мост, плоский и узкий, как меч. Пройти через него могут лишь те, кто был праведен и верно служил Богу. Когда на мост вступает грешник, он поворачивается, превращаясь в острие.

Чистилище (лат. Purgatorium): в позднейших монотеистич. мифологиях — место, промежуточное между раем и адом, первая инстанция , где души усопших предстают перед судом, оценивающим их земные дела. Зачатки понятия ч. имелись уже у древних народов (см. Элисийские поля, Бардо, Бифрёст). Развитие понятие п. получило в эпоху Рыб: мост Чинвад у зороастрийцев, пропускающий лишь праведников, от них — представление о мосте толщиной в волос у мусульман (сам человек пройти по нему не может, его должен перевезти тот верблюд, баран или осел, которого он при жизни пожертвовал Аллаху), римско-катол. представление о Ч. как приношении очистительной огненной жертвы (нем. Fegefeuer). Спор о Ч. был одной из причин раскола Вселенской церкви на католическую и православную (Православие Чистилища не признает).

Благодать (греч. 'h charisma, лат. gratia, др.-евр. BERACHA, араб. Baraka); современные русские часто называют ее благостью , т.к. старинное благодать для них скорее кажется равнозначным кайфу , но термин есть термин: это — важнейшее эзотерическое понятие, означающее особую божественную силу, ниспосылаемую человеку. Передается человеку от божества посредством эманации или в ходе свщ. таинств (мистерий) от других носителей благодати, и может быть таким же образом отнята (можно вспомнить персидского героя Афрасиаба, за свои преступления лишенного благодати богиней, лишение сана и отлучение от церкви у христиан и т.п.).

В христианстве зап. отцы церкви считали благодать единственным условием Спасения, а вост. наряду с нею допускали и свободу воли (пелагиане). У зороастрийцев хварна (фарн) считается эманацией божественного огня, благой долей , озн. награду и в земной жизни — власть, богатство, как и бераха (йидд. брохе) у иудеев. У мусульман носителями небесной благодати (барака) считались суфии и иные столпы веры (аятоллы, шейхи).

Греч. харизма, в древности означавшее дар богов (или богам — в виде жертвы), ныне употребляется для обозначения дара служения идеалу или просто дара общения с людьми ( харизматический лидер ). В совр. культурах понятие благодати имеет свои отличия: фр.-англ. grace, нем. Gnade скорее означает милость Божию (милосердие, mercy, греч. to eleos), как и в современом иудаизме (ивр. ПESED, благоволение , отсюда хасид).

Сколько ни искал, в индийских трактатах (и древних, и современных) я нигде не нашел понятия, которое хоть отчасти соответствовало бы идее благодати. Конечно, в разных языках и культурах его содержание различно, но ядро-то все равно одно. А у индийцев, начиная с Вед и кончая трудами Кришнамурти, есть все, что угодно: божественная сила, прана, шакти, асхима, праведность, — кроме благодати.

Это оттого, что носителями божественной силы у индийцев считались (и посейчас считаются) не отдельные люди, заслужившие ее тем или иным образом, а в с е члены касты брахманов по праву рождения. Если ты даже кшатрий (воин, патриций), то будь ты хоть сорок раз герой, тебе не познать высшей благодати. И наоборот, даже совершив преступление, дважды рожденный может утратить звание брахмана, но он не утратит своей причастности к высшей благодати (ср. дворяне-декабристы, лишенные прав состояния , но не утратившие врожденного благородства).

В этом смысле выделение зороастризма из протоведической религии было шагом вперед, ибо предоставляло возможность Спасения не одной только касте избранных, а вообще всем, принявшим учение.

Еще одно отличие индийского и персидского мiровоззрения заключается в признании существования пары верховных божеств, бога добра Ормузда и бога зла Аримана как двух независимых начал, каждое из которых ведает своими делами: один — добрыми, другой злыми. Поэтому персов часто упрекают в дуализме. Однако этот дуализм относителен, ибо и Ормузд, и Ариман на самом деле суть небесные близнецы , дети бога вечного и бесконечного времени — Зрвана, хотя в Авесте он упоминается лишь вскользь.

В самом зороастризме эзотеризма немного, да и то это по большей части элементы все того же индо-иранского мiровоззрения. Гораздо эзотеричнее зороастризма его дериваты — ереси и новейшие учения (напр., Так говорил Заратустра Ницше), одно из которых прямо обращается к Зрвану: это ЗРВАНИЗМ (зерванизм), учение о бесконечном времени.

Зрван, тж. Зерван, Зурван (пехл.; армянск. Зруам, Зруан; англ. Zurvan, Zervan): З. Акарана, Неограниченное Время , верховный бог зрванистской мифологии (Иран), персонификация даже не столько времени, сколько принципа космического равновесия (весы, на одной чаше которых находится добро, на другой — зло). По одной из версий вообще двуполое божество, андрогин, который не знал даже, что творится в его утробе . Воспринимается как бесконечное время, тогда как мiр конечен и обречен на гибель. Создатели мiра — сыновья З. Ормазд и Ариман, но время могущественнее обоих, т.е. добра и зла. Из Персии этот культ проник в Сирию, Палестину и Египет (Эон). Феодор Мопсуэстийский наз. его Тихе (греч. н tychh — Жребий , Судьба ).

Феодор Мопсуэстийский (ум. 425) — великий экзегет Антиохийской школы, ученик Павла Самосатского. Впервые дал подробные комментарии ко всем книгам Библии и составил ответы относительно всех ересей. В 553 г. (на V Вселенском соборе) сам осужден как еретик (несторианин) за то, что признавал в Иисусе две природы, божественную и человеческую. Составил труд О магах в Персии , краткое изложение к-рого дается у Патр. Фотия (ок. 820-891).

В эпоху поздней античности зрванизм был распространен тж. на Сицилии и в Сирии среди магов , как пишет Бартел Ван-дер-Варден (Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М., Наука , 1991). Однако в самом Иране приверженцы религиозной секты зрванитов были в конце концов подавлены Сасанидами, и в настоящее время их почти не осталось. Однако их философские взгляды, более близкие эзотеризму, чем философия собственно Авесты , и сегодня дают неплохую пищу для размышления.

Другой не менее интересной в эзотерическом плане сектой были МАНИХЕИ.

Мани-Зендиг, Манес сын Патала (лат. транскр. Manes или Mani, 216 — ок. 277): основатель манихейского учения. Счит. себя учеником Фаридуна. Объявился в Иране при Шапуре, сыне Ардешира (2-й царь Сасанидской династии), отрицал Зенд-Авесту, за что он сам и его последователи были прозваны зендигами (отсюда араб. зиндик — вероотступник ). Называл себя преемником Будды, Зороастра и Христа.

По аль-Балхи, Мани бежал от преследований Шапура в Китай, где основал секту абахитов. Внук Шапура, Бахрам, вернул Мани в Иран, пообещав легализовать его учение. Тот поверил, и манихеи вышли из подполья. Желая поступить по-царски , Бахрам устроил религиозный диспут, и Мани признали побежденным. Царь предложил ему отречься от своей веры или умереть. М. избрал смерть. С него содрали кожу и набили ее соломой — и вот почему каждому, кто окажется главой зендигов, кожу набивают соломой (Ибн аль-Балхи. Фарс-Наме). Последователей М. заключили в темницы, а тех, кто не отрекся, казнили. Бируни (см.) наз. его Курбикос ибн Фаттак; у римлян он наз. Корбиций (Corbitius).

Манихейство представляло собой своеобразный синтез собственно персидских, шумеро-вавилонских и христианских (гностических) взглядов. В отличие от зрванитов и собственно зороастрийцев, манихеи были истинными дуалистами: они считали добро и зло (свет и тьму, бога и диавола) двумя абсолютно самостоятельными и равноправными началами, представленными как во Вселенной, так и в человеке.

С современной точки зрения это был эзотеризм без верхушки , так и не достигший стадии плеромы (полноты) из-за отказа от признания Единицы (Абсолюта): их космогония начиналась сразу с двойки. В сравнении со зрванизмом он, конечно, менее развит, однако более живописен и содержит по крайней мере одну немаловажную концепцию, к которой нам еще не раз придется вернуться — назовем ее условно восстанием Люцифера (иногда ее еще называют войной богов ).

Ее смысл таков. Зло (Люцифер, Ариман, диавол — неважно, самостоятельная ли сила или неблагополучный 33 отдел Творения, если кто читал Сьовалла и Валлёо или видел фильм) однажды восстало против Добра, желая возглавить Вселенную. И это ему почти удалось, но его окончательная победа означала бы коллапс Вселенной, поэтому вступил в силу закон космического равновесия (в иудео - христианских мифах персонифицируемый в качестве архистратига Михаила), и зло было повержено, катастрофа предотвращена.

Манихеи делали из этого вывод, что Ариман, потерпев неудачу в макрокосме, всякий раз пытается взять реванш в микрокосме, то есть искушает каждого отдельного человека, стараясь лишить его образа и подобия Ормуздова , поэтому задача человека — искать пути к восстановлению этого образа.

Еще манихеи проповедовали аскетизм и безбрачие, выступали против огнепоклонничества (зороастризма). Существовало 6 Книг Мани на сирийском и 1 на среднеиранском (парфянском) яз. ( Книга гигантов , Шапуракана и др.); не сохранились. Взгляды манихеев нашли потом многих последователей на Западе и на Востоке, однако сами они, как уже говорилось, были уничтожены.

В наши дни зороастризм как таковой сохранил по большей части чисто религиозный характер, утратив философские элементы. Это не удивительно, т.к. государственной религией в Иране сейчас является ислам шиитского толка, а зороастрийские общины, сравнительно небольшие, разбросаны по всему мiру. Зороастрийцам (так же, как цыганам) некогда заниматься эзотерической философией.

Современная же философия АВЕСТИЗМА , существующая, кажется, только в европейской части России, представляет собой переработку древнеиранских мифов (индийские источники которых бросаются в глаза почти всюду).

Один из этих мифов, отталкивающийся от исторического факта — прихода индо-иранских племен откуда-то с севера, — и учитывающий опыт нацистского учения об арийской расе, дал на нашей почве своеобразную теорию об Арктогее.

АРКТОГЕЯ: В авестийской эзот. историософии — древнейший праматерик, предпол. прародина человечества (П. Глоба). У совр. европ. националистов — родина северной (нордической) расы, носительницы высшей культуры, в противоп. Гондване как родине южной расы. Встречное движение этих рас дало все разнообразие культур, однако высшие формы культуры и цивилизации возникали там, где преобладали арктоиды . Подробнее см., напр.: Дугин А. Гиперборейская теория (опыт ариософского исследования). М., 1993.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Миф о потопе

News image

Хоть этот миф и не слишком увязывается логически с вышеизложенным материалом, он связан с ним хронологически, а это в данном случае для на...

Основные отличия каббалы от религии

News image

Религия считает, что Творец меняет свое отношение к человеку в зависимости от действий человека, а наука каббала считает, что высшая сила ...

Что такое Каббала?

News image

Каббала – древнеиудейская эзотерическая традиция, основоположником которой на гиперборейском этапе развития человечества являлся Адам, а н...

Хасидизм

News image

Если у нас осталось время, упомянем еще об одном течении, также получившем свое развитие в XVIII в. и сохранившем свое значение и по сей д...