Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Kilian Love and Tears (Surrender) . песни онлайн

Авторизация





Эра Тельца
Эзотеризм - История эзотеризма, древниий эзотеризм

31. эра тельца

Человеческое мышление в этот период мифологично: миф оказывается лучшим средством понимания и запоминания взаимосвязей между явлениями. Мы с вами говорим, например, что затмения Солнца и Луны происходят, когда оба светила с точки зрения земного наблюдателя оказываются вблизи от узлов своей орбиты, а их разница по широте невелика. Древние говорили Дракон пожирает Луну (или Солнце) , и это означало для них то же самое. Помните у Алексея Толстого про маленького Митю?

Он разговаривал очень, очень хорошо. Но только деревянную лошадь называл вевит , собаку — авава , а плюшевого медведя — патапум . Так Митя лучше понимал, и лошадь, собака, медведь лучше понимали.

Здесь старый оккультист Алексей Толстой, кстати, затрагивает одну важную эзотерическую проблему, чего безграмотные цензоры 30—х гг., к счастью, не заметили. Известно, что эмбрион и потом ребенок как бы повторяют историю развития высших организмов: выход из водной среды в воздушную (жабры сменяются легкими), постепенный переход от низших форм восприятия к высшим, обретение разума. Оккультисты же считали, что эмбрион и ребенок повторяют и этапы духовного развития вышеупомянутых семи рас: маленький человек, еще не умеющий говорить, общается с окружающим мiром телепатически, а потом эта способность утрачивается.

Помните Историю близнецов в кн. Памелы Л. Трэверс о Мэри Поппинз? (М., 1972). Вы хотите сказать, они понимали и скворца, и ветер, и... — И деревья, и язык солнечных лучей и звезд — да, да, именно так, — сказала Мэри Поппинз. /.../ Тут ничего не поделаешь. Нет ни одного человека, который бы п о м н и л после того, как ему стукнет самое большее год . — Это, конечно, весьма образное и упрощенное описание проблемы, но нет сомнения, что Памела Трэверс была знакома с этой теорией: на Западе основы эзотеризма доступны всем и составляют неотъемлемую часть культургута , как говорят немцы, — культурного наследия.

Эта теория возникла не на пустом месте. Сами вы, конечно, не помните, но если кому—то приходилось жить рядом с маленьким ребенком, он мог убедиться, что между ребенком и матерью долго, лет до семи (!), существует теснейшая невидимая связь, общее поле: они образуют единую систему, как Земля и Луна. Ребенок плачет, когда мама уходит, болеет мама — заболевает и ребенок, и наоборот, и т.д.

Она была известна и людям древности, хотя они, конечно, давали этому более примитивные объяснения. Существует старинная легенда об одном царе, решившем узнать, какой язык на Земле возник первым. Он собрал несколько десятков младенцев разных национальностей и запретил нянькам разговаривать с ними, дожидаясь, когда они заговорят сами. И они заговорили... по—древнееврейски. (Судя по окончанию легенды, она составлена раввинами на рубеже нашей эры).

Итак, для объяснения закономерностей видимого и невидимого мiра человек эпохи Тельца пользовался легендами и мифами. Мифы и возникли как описания наблюдаемых явлений на языке того времени. Поэтому не планеты получили имена богов, как у нас долго считалось, а наоборот: образы богов и героев возникли как отражение феноменов земных и небесных. В период эры Тельца складываются и крупные (общепринятые) космогонические мифы.

В основе космогонических мифов этого периода лежит представление о первоначальном хаосе, из которого возникают небо, земля и остальные вещи. Возникают они путем разделения стихий, соединенных в мiровом яйце (Египет, Индия) или мiровом океане (Шумер). Возможно, что мотив разделения этого неслиянного единства восходит к эре Близнецов — недаром тема близнецов встречается в очень многих мифологиях (Гильгамеш и Энкиду у шумерийцев, Яма и Ями у индийцев, Небесные и Земные Близнецы у индейцев Древней Мексики и, наконец, позднейшие Диоскуры, Кастор и Поллукс).

Вместо одного Бога—Творца имеется целый сонм богов разного ранга, иерархия которых все время меняется. Свою же собственную генеалогию люди возводили к первой паре людей, либо созданных богами из глины (Шумер, Египет), либо просто рожденных ими в браке (Индия, Мексика).

Однако мiр, однажды созданный, для людей того времени цикличен: в природе все повторяется. Мiр таков, каким был от начала времен, и пребудет таким до конца. Никакие изменения не только невозможны, они просто не нужны. И увидел Бог, что это хорошо — фраза из источника более позднего, но в ней как раз содержится отголосок представлений периода эры Тельца о пространственно—временной замкнутости мiра , как пишет Владимир Романович Арсеньев (Звери — боги — люди. М., 1991).

Поэтому, кстати, для тельцовых культур не характерен страх смерти: смерть для них — не полное исчезновение, не уход навсегда, а всего лишь завершение очередного цикла, за которым следует такой же цикл в инобытии, в иной жизни, и новый цикл на Земле, на этот раз в облике потомка. Отсюда — формирование представлений о реинкарнации (новых воплощениях души) и мифов об умирающих и воскресающих богах.

Следы мифологического сознания сохранились, кстати, и в современном эзотеризме. Желая охарактеризовать какое—то явление, мы говорим Венера , потому что так короче. Однако это слово давно утратило всякую связь с Утренней звездой и даже с посвященными ей божествами древнего мiра: для нас это — динамический архетип, симптомо— и символокомплекс, система ассоциаций, медленно, но непрерывно меняющихся, хотя и сохраняющих некую основу, монаду .

Так, Венера — это прежде всего символ искусства и любви. Она связана с Тельцом по сродству характеров, поэтому Телец считается домом или обителью Венеры. Но Телец — еще и место возвышения Луны, а Луна — символ плодородия, мудрости (двурогость) и чувствительности к тонким вибрациям, флюидам .

Однако у Тельца есть и свои собственные особенности. Прежде всего он представляет одну из четырех стихий, землю, и особенности архетипов Луны и Венеры модифицируются согласно этому: лунная чувствительность к тонким вибрациям ослабевает (в период эры Тельца не происходит новых открытий в мiре невидимом, люди полагаются не на интуицию, а на авторитет высших посвященных ), а способность к плодородию усиливается (сельское хозяйство как наиболее распространенный род занятий в обществах эры Тельца).

В этот период возникают культы плодородия на основе женского, а не мужского начала (Телец — женский знак). При этом любовь (секс) и плодородие (материнство) еще не дифференцированы: египетская Изида, шумерская Инанна, даже позднейшие вавилонская Иштар и армянская Анаит сочетают в себе элементы архетипов Луны и Венеры или просто считаются лунными богинями.

Великая Мать средиземноморских народов, она же Сорни—Эква ( Золотая Баба ) у манси и вогулов, она же ольмекская Чак Кит, она же знаменитая Кибела — недифференцированный лунно—земной архетип (система мать—ребенок), символ пока еще неразличаемого единства между плодородием существ разумных и неразумных.

Далее, Телец собирает и накапливает — запасы продовольствия, материальные ценности, земли, знания, произведения искусства. Тельцовые общества самодостаточны, их не интересует жизнь иноплеменников. Недаром себя жители таких обществ чаще всего называют людьми , а иноплеменников — чужаками , пришельцами или, как позже греки, безъязыкими (варварами).

В то же время Телец — покровитель искусства, знаток, а часто и создатель его произведений. В период эры Тельца складывается (формализуется) основная цветовая гамма и символика цвета. Создаются произведения искусства, нередко переживающие тысячелетия: раскрашенные каменные статуи, храмы и гробницы, сосуды и украшения. Но Венера в Тельце — исполнитель, а не творец, и раз избранные образцы повторяются из века в век.

Телец не теоретик, он практик: он не делает обобщений, а просто накапливает все новые сведения, пополняя статистику, которой воспользуются люди следующей эры. Его науки носят прикладной характер: геометрия, астрономия, медицина служат лишь упорядочению повседневной жизни, организации труда , как бы мы сказали сегодня.

Кроме того, они комплексны: геометрия неотделима от геомантии, астрономия от астрологии, медицина от магии. Они не разделяются и в сознании занимающихся ими людей, а это, как правило, жрецы, каста посвященных . И дело тут не столько в тайном характере этих знаний, сколько в необходимости обеспечить их сохранность и преемственность: письменности—то еще нет.

Отсюда — мужские ипостаси лунных богов: Тот у египтян, Нанна у шумерийцев, Чандра у индийцев как изобретатели учения и письма, покровители магии и медицины. В начале эры Тельца лунные боги и богини занимают в пантеонах первые, самые важные места (еще и потому, что Луна — основа древнейших календарей).

Телец консервативен и верен традициям. В период эры Тельца чисто научные операции приобретают характер ритуала, закрепляются в гимнах и мифах для лучшего запоминания. В этот же период, в конце эры Тельца, вырабатываются и первые системы письменности — опять—таки для закрепления накопленных знаний.

Ритуалы же основываются на чувстве (ибо Телец — это главным образом чувство, а не логическое умозаключение). Представьте себе обряд посвящения в жрецы. Юноша приходит в храм. Над ним совершают омовение, одевают в ритуальные одежды, произносят молитвы или заклинания. Его проводят по темному коридору, украшенному изображениями самых страшных богов потустороннего мiра. Он проходит испытание болью, проводит долгое время в одиночестве, без пищи и питья. Если он все это выдержал, его приводят к клятве верности, и теперь уже он становится хранителем древних традиций. Какую же гамму чувств он должен был испытать при этом!

Желающие узнать подробности таких обрядов могут обратиться к прекрасному фильму Ежи Кавалеровича Фараон по роману Болеслава Пруса или к повести того же Эдуарда Шюре Жрица Изиды (СПб., 1993). Есть также замечательный роман Дочь Монтесумы Райдера Хаггарда. Не следует думать, что авторы этих романов просто фантазировали на заданную тему или перерабатывали доступные источники: такие книги пишут не случайные люди, а, как правило, те, у кого имеется богатая родовая, генетическая или кармическая память, назовите как угодно. Ведь и Дж. Дж. Толкин — не сочинитель новых, а лишь вдохновенный реаниматор древних кельтских мифов.

Итак, эра Тельца — это закладка фундамента основных космогонических мифов, максимальная ритуализация действий и накопление статистики. Мiр для жителей эры Тельца целостен и един, а обитатели мiра невидимого столь же реальны, как обитатели дома напротив. Для общения с теми и другими существуют свои правила и, если их выполнять точно, можно добиться желаемого результата. Есть люди, знающие эти правила (жрецы), и есть люди, вынужденные обращаться к ним за помощью и платить за это деньги. Мiр устроен хорошо и логично, и менять его незачем.

Такой взгляд на мiр прост и удобен. Не удивительно, что многие традиционные культуры и в наши дни сохранили признаки тельцовости — во—первых, это Индия и Китай, хотя речь идет, разумеется, не обо всей стране в целом, а лишь о нескольких конфессиональных или этнических группах. Во—вторых, некоторые африканские народы — бенинцы, ашанти, — и ряд других. Но большинство культур пошло дальше и перешло к эре Овна, ознаменовавшей новую фазу развития человеческого сознания, как общественного, так и индивидуального.

Подводя итоги, можно сказать, что избранная нами хронология позволяет упорядочить многое в человеческой истории, не поддающееся систематизации с помощью других календарей и хронологий. Однако прецессионная хронология — не единственный способ эзотерического членения истории. Существуют и более крупные, и более мелкие деления, например, пятисотлетние циклы, с которыми нам еще придется столкнуться. Прецессионная же хронология позволяет более или менее точно проанализировать период на десять тысяч лет в ту или другую сторону, считая от сегодняшнего дня, а больше нам в данном случае и не надо.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Отменил ли Иисус Христос закон Моисея?

News image

В экзотерических христианских кругах часто можно услышать мысль о том, что с приходом Христа закон Моисея перестал иметь свое действие, чт...

Посвящение в гнозис

News image

Существует распространенное мнение, что учение Иисуса предназначалось для каждого человека. Это не совсем правильное мнение. На самом деле...

Символы масонов

News image

Восемнадцатый век был не только эпохой великих событий, загадочных личностей и драматических сюжетов. По словам Микеле Морамарко, современ...

Индия

News image

При всем богатстве и разнообразии философских систем, школ, учений, традиций и направлений, существующих в Индии, при всей многочисленност...