Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета го...

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Авторизация





Существование сознания вне физического тела
Эзотеризм - Философия и эзотеризм

25. существование сознания вне физического тела

В решении проблемы посмертного бытия человеческого сознания в русле идей евразийской эзотерической мысли можно выделить четыре главных философских тезиса. Во-первых: сознание сохраняется после физической смерти. Во-вторых: существует множество альтернативных некроэкзистенций сознания. В-третьих, существует непрерывная циклическая эволюция сознания в физических и психических мирах. В-четвертых, некроэкзистенции сознания подчиняются естественной детерминации ментального характера.

Философские обоснования возможности существования сознания вне физического тела в антропокосмизме связаны с онтологией универсального монизма, идеей физической нелокальности сознания, а также с относительным функционализмом и ментализмом. В контексте изучения некроэкзистенций сознания следует также обратить внимание на многомерную антропологию человеческого микрокосма. Как теософия, так и Живая Этика в онтологической структуре микрокосма выделяют различные физические и психоэнергетические образования (тела), способные выступать функциональными носителями принципа сознания. Таким образом, потеря биофизического носителя сознания (плотного тела) не означает непременную психическую деструкцию сознания. Предполагается, что оно способно сохраняться как действующая сила психической реальности благодаря сохранению нефизиологической субстратной основы - тонких материальных структур микрокосма. Эти тонкие структуры в источниках обозначались понятиями астральное тело , ментальное тело , тонкое тело , огненное тело , а также техническими терминами буддийской и индуистской метафизики: линга-шарира , кама-рупа , манас , буддхи , атма .

В своих письмах и дневниках Е.И. Рерих отмечала, что упоминаемые в Тайной Доктрине и других теософских текстах тонкие тела или так называемые антропологические принципы фактически являются различными состояниями сознания . Однако понимание их как имматериальных субстанций, на наш взгляд, будет ошибочным. В Живой Этике тонкая реальность – это реальность нефизическая. Но из этого не следует, что она лишена материальности. Соответственно различные тонкие тела есть тела лишенные вещественности, но не материальности. Таким образом, некроэкзистенции сознания существуют как психические феномены трансфизической реальности, функционально проявляющиеся благодаря тонким формам материи. В русле современного научного дискурса их можно интерпретировать как устойчивые психоэнергетические фантомы или волновые голографические структуры, образующие особый мир психоментального инобытия: психическое пространство архетипов (К. Юнг), семантическую вселенную (В.В. Налимов) или космическую ноосферу (В.И. Вернадский).

Среди множества различных некроэкзистенций сознания, отмечаемых в философских источниках антропокосмизма, можно выделить пять основных категорий устойчивых психоментальных образований. Первая категория НЭКС связана с состоянием интенсивной иллюзии (Дэва-чан) и представляет собой крайнюю форму посмертной психической субъективности. Вторая категория НЭКС охватывает тонкие (астральные) оболочки (кама-рупа и кама-манас), то есть психические фантомы с элементами земного опыта личного Эго. Это есть фрагменты сознания, лишенные связи с магнитным центром духовного ядра микрокосма (монадой или высшей духовной триадой атма-буддхи-манас). Третья категория НЭКС есть состояния сознания после интенсивной иллюзии (Дэва-чана). С некоторой долей условности ее можно назвать объективным состоянием сознания в субъективной тонкой реальности. Возможность испытывать подобное психическое состояние эзотерическая философия приписывает людям достаточно высокого духовного развития.

Две другие категории некроэкзистенций сознания, по убеждениям теософских авторов, доступны лишь отдельным представителям человеческой цивилизации, имеющим высочайший духовный потенциал. Четвертая категория НЭКС – это состояние сознания, соответствующее психоментальному существованию уплотненного астрала . Она позволяет сознанию проявляться и активно действовать как в физической, так и в психической реальностях. Эта космическая экзистенция сознания, с точки зрения Живой Этики, есть ближайшая эволюционная цель земного человечества.

Пятая категория НЭКС представляет собой так называемое нирваническое сознание - высочайшую психоментальную экзистенцию, потенциально доступную земному человеку в течение длительной планетарной эволюции. В теософских текстах она описывается крайне скупо и туманно. Нирваническое сознание, как нам представляется, есть космическая форма психожизни. Она отличается духовной имперсональностью и мощным психоэнергетическим потенциалом. Нирваническое сознание на крайне длительный период выходит из круговорота сансарического бытия и существует над мирами физических форм и физических воплощений как Разумная Сила космического порядка. Теософский гнозис приписывает нирваническое сознание, например, Гаутаме Будде и Иисусу Христу.

Все некроэкзистенции сознания связаны с тонкой реальностью (Тонкий мир и Огненный мир), которая в онтологии антропокосмизма представляет собой психическое или психо-ментальное существование. Относительно объективного физического бытия это есть субъективная реальность многомерных миров сознания. В таком случае эта реальность не может быть независима от психики человека, его мыслей и духовного состояния. Фактически только состояние сознания человека определяет сферу и условия его посмертного бытия. После физической смерти сознание каждого индивида неумолимо втягивается в те сферы астрального пространства, которые соответствуют ему по качеству вибраций [2]. Эта зависимость, в частности, четко отмечена в текстах Граней Агни Йоги : подобное тянется к подобному и объединяется с подобным [3].

Поэтому посмертное бытие всегда различно и строго персонифицировано. Можно выделить общие закономерности, но невозможно дать описание всех некроэкзистенций сознания. Посмертная реальность высокодуховного сознания кардинально отличается от тонкой реальности малоразвитого духа. Эмпирическая йога показывает, что интеллектуально, творчески и эстетически малоразвитый дух в Тонком мире пребывает в полубессознательном состоянии или испытывает посмертный сон без сновидений. Как это можно рационально объяснить? В мирах сознания важнейшим фактором бытия является мысль. Поэтому, в тонкой реальности: Мысль…творит человека или убивает его [4].

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Вавилон

News image

В Двуречье жило много племен, но так получилось, что к концу эры Тельца большинство их стали составлять семиты. Это, конечно, тоже были ра...

Гадание на картах

News image

Французский богослов и оккультист КУР ДЕ ЖЕБЛЕН (Антуан Курт де-Гебелин, Court de Gebelin, 1725-1784) был членом масонской ложи Девяти се...

Что такое суфизм?

News image

Происхождение суфизма связано с людьми, которые в своем ревностном соблюдении предписаний Корана смогли достичь мистического опыта – опыта...

Персия

News image

Религия парсов, предков жителей сегодняшнего Ирана, также имеет очень древние корни, т.е. восходит к самым ранним индо-иранским анималисти...

Главная Философия и эзотеризм Существование сознания вне физического тела