Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Авторизация





Сознание за чертой смерти: пространство психической реальности в эзотерической философии
Эзотеризм - Философия и эзотеризм

24. сознание за чертой смерти: пространство психической реальности в эзотерической философии

Одной из важнейших нерешенных проблем современной философии является проблема сознания. В конце ХХ века в русле научного рационализма наметились новые концептуальные подходы к ее осмыслению. В их числе немаловажное место занимали попытки изучения посмертных состояний сознания. Так, в частности, голографические модели Вселенной (Д. Бом) и мозга (К. Прибрам) теоретически вполне допускали инобытие сознания вне человеческого тела. Неслучайно, некоторыми авторами сама смерть стала истолковываться как перемещение сознания с одного уровня голографической реальности на другой (К. Ринг). Причем сознание в новых теоретических моделях все чаще начинает восприниматься не в качестве локально существующего свойства нейрофизиологической активности мозга, а как глобальное состояние космологической среды (А.П. Дубров). В этом контексте весьма интересно выглядит философская парадигма сознания, развивавшаяся в русле восточного эзотерического гнозиса (индо-европейская и американская теософия новой волны и философское учение Живая Этика). Здесь сознание занимает центральное место и рассматривается в различных философских аспектах: онтологическом, антропологическом, этическом, гносеологическом и других. Теософия и Живая Этика, формировавшиеся под влиянием индо-тибетской эзотерической мысли, рассматривают многочисленные состояния и феномены сознания не только в течение физической жизни человека, но и после его биологической смерти. Такие посмертные психические состояния мы обозначаем условным термином некроэкзистенции сознания (НЭКС), предполагая под ними различные формы существования сознания вне физической капсулы (биологического тела) в мире онтологического инобытия, то есть в сферах психической реальности природного универсума. Этим состояниям сознания и посвящена настоящая работа.

Прежде всего, необходимо определить место антропологии посмертного сознания Живой Этики и теософии среди других антропологических концепций. Есть ли у эзотерического антропокосмизма в решение вопроса посмертного бытия нечто общее с христианской догматической теологией? Общим здесь является только тезис о существовании человеческого духа за чертой физической смерти. Специфика, детерминация, закономерности и последствия такого существования оцениваются совершенно по-разному. Проблемы посмертного бытия антропокосмистами решаются в русле рациональной философии и эмпирических исследований феноменов сознания вне теологического контекста и отвлеченной схоластики. Эмпирическое знание в восточном антропокосмизме возникает как следствие йогического опыта, позволяющего изучать тонкую реальность практически и не останавливаться на умозрительных теоретических построениях. Кроме того, Живая Этика исключает из картины мироздания божественную Личность и рассматривает некроэкзистенции сознания как один из аспектов природного бытия духа, обусловленного естественными законами космоса.

Эзотерический гнозис в определенном смысле сближается с материалистической философской парадигмой, утверждающей существование всеобщих природных закономерностей и исключающей сверхъестественные манифестации божественных или демонических сущностей. Однако на этом корреляции индо-тибетского гнозиса с традиционными материалистическими философскими концепциями заканчиваются. Для классических европейских материалистов сознание как свойство высокоорганизованного мозга вне органической жизни не существовало. В то время как Живая Этика стремится обосновать реальность нефизических экзистенций сознания. Таким образом, в классический и неклассический периоды развития науки антропокосмическая философия в решении проблемы посмертного бытия человеческого духа занимала совершенно особую позицию между научным рационализмом и догматическим богословием.

Эта позиция сформировалась на идейной основе метафизических традиций восточной мысли, античного неоплатонизма и герметической философии. Наибольшую корреляцию эзотерический гнозис обнаруживает с буддийской метафизикой (Абхидхармой), представленной индо-тибетскими философскими школами Махаяны. Так, в частности, в переписке с европейцами Кут Хуми [1] при объяснении посмертных состояний сознания использует буддийскую терминологию на санскрите и тибетском языке, а также ссылается на буддийские идеи и философские тексты.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Истинный и ложный гнозис

News image

Далее необходимо различать такие понятия как истинный и ложный гнозис. Главным критерием, помогающим отличить первый от второго, является ...

Варвары

News image

Варварами греки, как известно, называли всех, кто были не греки. В те времена, о которых только что говорилось, т.е. в конце эры Овна - на...

Доовновые культуры

News image

История пишется ретроспективно. Чем дальше во времени отстоит историк от описываемых людей и событий, тем красивее и значительнее выглядят...

Персы

News image

Завоевав Вавилон (Кир, 539), персы вначале тоже ничего не изменили в официальном культе Мардука. Им было не до того: их религия зороастриз...

Главная Философия и эзотеризм Сознание за чертой смерти: пространство психической реальности в эзотерической философии