Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

Философия и эзотерика:

Пространство и время

Наиболее древние письменные источники свидетельствуют о том, что астрономы Вавилона разделили год на 365 с четвертью д...

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета го...

Авторизация





Сознание за чертой смерти: пространство психической реальности в эзотерической философии
Эзотеризм - Философия и эзотеризм

24. сознание за чертой смерти: пространство психической реальности в эзотерической философии

Одной из важнейших нерешенных проблем современной философии является проблема сознания. В конце ХХ века в русле научного рационализма наметились новые концептуальные подходы к ее осмыслению. В их числе немаловажное место занимали попытки изучения посмертных состояний сознания. Так, в частности, голографические модели Вселенной (Д. Бом) и мозга (К. Прибрам) теоретически вполне допускали инобытие сознания вне человеческого тела. Неслучайно, некоторыми авторами сама смерть стала истолковываться как перемещение сознания с одного уровня голографической реальности на другой (К. Ринг). Причем сознание в новых теоретических моделях все чаще начинает восприниматься не в качестве локально существующего свойства нейрофизиологической активности мозга, а как глобальное состояние космологической среды (А.П. Дубров). В этом контексте весьма интересно выглядит философская парадигма сознания, развивавшаяся в русле восточного эзотерического гнозиса (индо-европейская и американская теософия новой волны и философское учение Живая Этика). Здесь сознание занимает центральное место и рассматривается в различных философских аспектах: онтологическом, антропологическом, этическом, гносеологическом и других. Теософия и Живая Этика, формировавшиеся под влиянием индо-тибетской эзотерической мысли, рассматривают многочисленные состояния и феномены сознания не только в течение физической жизни человека, но и после его биологической смерти. Такие посмертные психические состояния мы обозначаем условным термином некроэкзистенции сознания (НЭКС), предполагая под ними различные формы существования сознания вне физической капсулы (биологического тела) в мире онтологического инобытия, то есть в сферах психической реальности природного универсума. Этим состояниям сознания и посвящена настоящая работа.

Прежде всего, необходимо определить место антропологии посмертного сознания Живой Этики и теософии среди других антропологических концепций. Есть ли у эзотерического антропокосмизма в решение вопроса посмертного бытия нечто общее с христианской догматической теологией? Общим здесь является только тезис о существовании человеческого духа за чертой физической смерти. Специфика, детерминация, закономерности и последствия такого существования оцениваются совершенно по-разному. Проблемы посмертного бытия антропокосмистами решаются в русле рациональной философии и эмпирических исследований феноменов сознания вне теологического контекста и отвлеченной схоластики. Эмпирическое знание в восточном антропокосмизме возникает как следствие йогического опыта, позволяющего изучать тонкую реальность практически и не останавливаться на умозрительных теоретических построениях. Кроме того, Живая Этика исключает из картины мироздания божественную Личность и рассматривает некроэкзистенции сознания как один из аспектов природного бытия духа, обусловленного естественными законами космоса.

Эзотерический гнозис в определенном смысле сближается с материалистической философской парадигмой, утверждающей существование всеобщих природных закономерностей и исключающей сверхъестественные манифестации божественных или демонических сущностей. Однако на этом корреляции индо-тибетского гнозиса с традиционными материалистическими философскими концепциями заканчиваются. Для классических европейских материалистов сознание как свойство высокоорганизованного мозга вне органической жизни не существовало. В то время как Живая Этика стремится обосновать реальность нефизических экзистенций сознания. Таким образом, в классический и неклассический периоды развития науки антропокосмическая философия в решении проблемы посмертного бытия человеческого духа занимала совершенно особую позицию между научным рационализмом и догматическим богословием.

Эта позиция сформировалась на идейной основе метафизических традиций восточной мысли, античного неоплатонизма и герметической философии. Наибольшую корреляцию эзотерический гнозис обнаруживает с буддийской метафизикой (Абхидхармой), представленной индо-тибетскими философскими школами Махаяны. Так, в частности, в переписке с европейцами Кут Хуми [1] при объяснении посмертных состояний сознания использует буддийскую терминологию на санскрите и тибетском языке, а также ссылается на буддийские идеи и философские тексты.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Эра Тельца

News image

Человеческое мышление в этот период мифологично: миф оказывается лучшим средством понимания и запоминания взаимосвязей между явлениями. Мы...

Экзотические культуры (Бамбара, Бенин, Суринам, шамани

News image

На периферии технических цивилизаций до сих пор существуют сообщества или даже целые культуры (и их не так уж мало), в силу разных причин ...

Предмет изучения каббалы

News image

Что дает человеку Каббала? Согласно Каббале есть четыре вида знания, которые может и должен постичь человек. Эти четыре вида знания и сост...

Материализация

News image

КАЛИОСТPО (Cagliostro), Александр, самозванный граф, собственно Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo, 1743-1795). Как ни странно, его биогр...

Главная Философия и эзотеризм Сознание за чертой смерти: пространство психической реальности в эзотерической философии