Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Династия Далай-лам

Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543–1588) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан-хана, одного из наиболее ...

Авторизация





«Сфера желаний»
Эзотеризм - Философия и эзотеризм

26. «сфера желаний»

В письмах 1883 года Кут Хуми выделял три основные сферы психоментальной реальности, которые совокупно обозначал индуистским термином Tribuvana ( три мира ): Kama-Loka, Rupa-Loka, Arupa-Loka. Названия этих уровней тонкой реальности с санскрита можно перевести как Сфера желаний , Сфера форм и Сфера вне форм . Каждая из них представляет собой онтологический уровень возрастающей духовности, на каждом из которых различные субъективные сущности (развоплощенные Эго) находят реализацию своих неизжитых в земном мире чувственных или духовно утонченных влечений. Kама-лока есть самый низший полуфизический уровень. Aрупа-лока есть наивысший духовный уровень психоментального бытия. Однако в действительности, как отмечалось в тех же письмах, количество подобных сфер намного превышает упрощенную стратификацию Трибуваны. В Тайной Доктрине Е.П. Блаватская, как правило, отмечала семь основных уровней Астрального мира. В текстах Живой Этики психо-ментальная реальность в большинстве случаев подразделялась на два основных состояния - Тонкий мир и Огненный мир, в структуре которых предполагалось большое разнообразие различных онтологических дифференциаций.

Таким образом, онтология посмертного психического инобытия оказывается чрезвычайно многоуровневой и сложноорганизованной. В лоне космического психо-ментального пространства возникает бесчисленное множество субъективных психических слоев или сфер, образованных сознаниями различных существ. Все онтологические уровни психического инобытия формируются под действием силы человеческого или сверхчеловеческого сознания. Сознание и психический универсум космоса оказываются неразрывно связанными. В тонкой реальности сознание не просто существует и раскрывается в априорном пространственно-временном континууме. Оно само творит пространство и время собственного существования [5]. Закономерности психоментального континуума опровергают кантианское положение о пространстве и времени как априорных регуляторах чувств. Такая регуляция есть свойство объективного физического существования, но не инобытия в тонкой реальности. Там сила сознания порождает пространство и время психического бытия, а его слабость приводит к небытию, то есть сингулярности всех пространственно-временных отношений.

Антропокосмическая философия предполагает, что высшие измерения пространства существуют не где-то в далеких галактиках, но сосредоточены в существе или микрокосме человека [6]. Сознание предстает психическим туннелем выхода в многомерный космос – пространство жизни или пространство смерти, сияющие светом сферы духобытия или мрачные слои инфернального существования. Сознание открывает и закрывает все пути и горизонты психоментальной реальности. Оно делает посмертную экзистенцию разумного духа абсолютно свободной или тотально зависимой от своих психических порождений и созданных ментальными импульсами уже непреодолимых обстоятельств.

Теософские авторы подобно Платону и неоплатоникам рассматривают земную жизнь как духовную подготовку к психо-ментальной жизни после физической смерти. Однако акценты в антропокосмической философии расставлены немного иначе. Для Платона тело есть темница души . Освобождение от нее дает душе свободное существование в Мире Идей. В теософии и Живой Этике, как нам представляется, ценность земной жизни имеет никак не меньший вес относительно ценности посмертного бытия. По крайней мере, до момента духовного освобождения сознания. Однако такая ценность возникает вовсе не из чувственного гедонизма и не из страха перед смертью. Земная жизнь и качество земного сознания, полагала Е.И. Рерих, обусловливают и ясность нашего сознания в Тонком мире [7]. Именно физическая жизнь или эмпирическое бытие открывает новые возможности последующей осознанной психоментальной экзистенции или свободного ноосферного существования. Эти возможности возникают как прямое следствие духовной эволюции сознания в мире плотных форм.

Кроме того, не всякое посмертное бытие, так сказать, автоматически оказывается духовным освобождением души (сознания). В эзотерическом философии посмертные состояния сознания имеют далеко не однозначный характер и вовсе не каждое из них дает сознанию ожидаемую психическую свободу. Пределы сферы психического бытия возникают как следствие пределов сознания. Полное освобождение или так называемое нирваническое сознание есть результат напряженных усилий духа, в котором наличие или отсутствие физического тела уже не имеет никакого значения. Как посмертное существование сознания не означает во всех случаях нирванической экзистенции, так физическое бытие сознания не может явиться препятствием к обретению его нирванического состояния. Очевидно, что в этом вопросе теософия и Живая Этика следуют в русле индо-тибетского буддизма, не отождествляющего всякое посмертное бытие сознания с его духовным освобождением от сансарического круговращения (постоянных воплощений), власти кармы (физической детерминации), призраков майи (иллюзий сознания), цепей авидьи (духовного заблуждения) и сопряженного с ними страдания.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Эзотерика

News image

Термин Эзотерика возник в эпоху эллинизма (4—3 в. до н.э.)

Гнозис и гностицизм

News image

В первую очередь хочу обратить внимание читателя, что понятие гнозис и понятие гностицизм – это не одно и то же. Сегодня в массовой ку...

Персия

News image

Религия парсов, предков жителей сегодняшнего Ирана, также имеет очень древние корни, т.е. восходит к самым ранним индо-иранским анималисти...

Материализация

News image

КАЛИОСТPО (Cagliostro), Александр, самозванный граф, собственно Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo, 1743-1795). Как ни странно, его биогр...