Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета го...

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Сетка для фильтра скважин rahmanovo.ru.

Авторизация





Лестница иллюзий
Эзотеризм - Философия и эзотеризм

38. лестница иллюзий

 судить об эволюции следует двояко: как о восхождении по «холархической» лестнице совершенствования, на которой каждая последующая ступень преодолевает и включает в себя предыдущую (согласно «холархическому» архетипу, рассмотренному в [3]), либо как о путешествии по «лестнице иллюзий», на каждой новой, более высокой ступени которой мы, расставаясь с более плотным иллюзорным клише, свойственным предыдущей ступени, тут же попадаем во власть более тонкого и изощренного, но, быть может, не менее иллюзорного.

Первый способ суждения прекрасно проанализирован в [3], [4] и других работах, развивающих интегральный подход в философии и психологии, и здесь мы не будем на нем останавливаться.

Рассмотрим более подробно, что мы понимаем под словами «лестница иллюзий».

На каждой конкретной ступени, или стадии развития личности [2], [5], индивид, как воспринимающее, реагирующее, осознающее и действующее существо, использует определенный, свойственный именно данной эволюционной ступени, набор социально и культурно обусловленных клише, или, другими словами, подпрограмм бессознательного, укорененных в коллективном бессознательном (точнее, в некотором его подмножестве – «меме», пользуясь термином спиральной динамики). В частности, он имеет некоторую систему ценностей, более или менее общепринятую (в определенном социо-культурном слое) этику, включающую понятия о долге, вежливости, правде, добре и зле, правилах поведения, правах и обязанностях, семье и т.д., способы проявления эмоций, эстетические вкусы и пристрастия, круг интересов (кругозор), характерные потребности, ets; он молится Богу вполне определенным образом (или не молится вовсе, так как считает себя атеистом), ест определенную пищу, смотрит те или иные программы TV; и все это подразумевает вполне определенную меру его личной, индивидуальной свободы.

Данные клише (подпрограммы бессознательного), и в первую очередь – клише восприятия и представления, являются некими более или менее грубыми схемами, приближениями, обозначениями реальности. Поскольку они схематичны – постольку они иллюзорны. Реальность не такова, какой мы ее видим, представляем и осознаем. Это – расхожее общее место. Важно то, что доля истинности и доля иллюзорности в каждом конкретном клише всегда присутствуют неразрывно.

Но всего важнее понять, что на каждой ступени эволюционной лестницы имеются свои собственные клише, быть может, более совершенные, чем те, что преодолены и остались позади, но по самой своей природе не свободные от иллюзорности. Иллюзия не исчезает, но она становится все тоньше, изысканнее. Да, сквозь нее порой яснее просвечивает истина, но и распознать такую иллюзию становится все труднее.

Сколь бы высоко по своему личностному и духовному развитию ни стоял человек, он не может обойтись без социо-культурных клише, – просто потому, что человек, как личность, как самосознающее и мыслящее существо, не может существовать вне социума и культуры. И поэтому человеку не суждено расстаться с иллюзией, майей.

Рассмотрим для примера клише восприятия. Первобытный дикарь, рядовой бандит современного мегаполиса и горожанин-интеллигент воспринимают природу совершенно по-разному.

Дикарь воспринимает и различает огромное множество оттенков, нюансов, тонко и изощренно классифицирует их, наблюдает динамику и улавливает циклы различной интенсивности и протяженности, и при этом он одушевляет природу, наделяя все ее проявления и процессы зооморфными и антропоморфными чертами. Он не отделяет себя от природы, включая людей (живых и умерших) во все природные классификации и циклы, создавая развернутые системы правил поведения и табу. [6] Характерные клише его восприятия природы – анимизм, тотемизм, шаманизм.

Современный «дикарь», в отличие от дикаря первобытного, воспринимает природу чрезвычайно грубо, упрощенно и обобщенно. Впрочем, социальные процессы, явления и отношения – тоже: ведь он живет «по понятиям», то есть практически на 100% руководствуется весьма грубыми клише, в данном случае представляющими собой жесткие программы «воровского» поведения. Отчего такая разница – притом, что уровень развития эго в обоих случаях до-конвенциональный, младенческий, «дикарский»? Полагаю, потому, что данный уровень для человека первобытного общества – наивысший эволюционный уровень развития человечества той эпохи, чего не скажешь об уровне развития рядового обитателя городских «джунглей».

Интеллигент, чей личностный уровень в целом соответствует культуре эпохи постмодернизма (а, быть может, и еще выше), воспринимает природу весьма тонко, поэтично, порождая множество ассоциаций и параллелей, – однако совсем не так, как первобытный дикарь. Гоген, живший среди дикарей и писавший там свои полотна, многому у них научился, но сам не стал дикарем, и его картины всецело принадлежат культуре модерна (и постмодерна), его примитивизм – продукт конца XIX века, а не доисторической эпохи. Его клише – высоко интеллектуальные, чрезвычайно гибкие, дающие много свободы, ассоциативные, плюралистические клише постмодернизма, а не весьма формализованные и табуированные, хотя и высокочувствительные, клише первобытно-общинной культуры.

Уровни развития личности (эго), начиная с инфантильной стадии и заканчивая наивысшими из представленных в современном обществе постконвенциональными уровнями второго порядка, классифицированы и описаны в работе [5], к которой я и отсылаю заинтересованного читателя.*

Ну, а как же выглядит подъем с уровня на уровень – путешествие по «лестнице иллюзий»?

Эволюционное развитие личности – сложный, многомерный процесс, в котором одни стороны эго вырываются вперед, а другие отстают. К примеру (что характерно как раз для нашей эпохи), когнитивная, ментальная сфера опережает в своем развитии все прочие – эмоциональную, ценностную и т.п. Человек, живя по старым клише, постепенно начинает понимать, что живет он как-то неправильно, и что такая жизнь его не удовлетворяет. Обычно с этого начинается долгий и мучительный, но в то же время дискретный по форме, почти скачкообразный, переход на более высокую эволюционную ступень, именуемый «кризисом роста».

При этом старые клише, присущие преодолеваемой, пройденной ступени, на первом этапе отвергаются, и им на смену, вместе с ломкой системы ценностей, этики, кругозора, ведущих потребностей и т.д., приходят новые, более тонкие, предоставляющие больше свободы клише. На втором этапе, когда новые клише вполне усвоены, происходит пересмотр и частичное принятие старых, но полезных, хорошо себя зарекомендовавших в определенных ситуациях клише, то есть их включение в новую, более высокую и совершенную систему – интеграция, синтез. На языке [3] и [4] – «преодоление и включение».

Дистанцирование и отказ от старых клише, а вместе с ними и от привычных иллюзий, – весьма болезненный процесс. Именно возможность перенести эту боль, а не какие-либо внешние факторы (наличие духовного учителя – гуру, всевозможные «знаки свыше» и т.п.), определяет принципиально достижимый «потолок» развития для данной личности на данном этапе.

Я уверен, что иного конструктивного, содержательного пути, кроме эволюционного восхождения по «лестнице иллюзий», у нас – и у каждой отдельной личности, и у человечества в целом, – нет. (Альтернатива, вполне реальная для отдельно взятого индивида и даже для группы, но, к счастью, не осуществимая для всего человечества, – регресс, духовный и материальный упадок, падение в хаос, зачастую лукаво именуемый «возвратом к природе».) Да, это восхождение в определенном – и лишь в определенном! – смысле приближает нас к Абсолюту, – но нам, оставаясь людьми, не дано никогда соединиться с ним!

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Теория Семи рас

News image

Разумная жизнь на Земле создавалась целенаправленно, то есть с заранее обдуманным намерением, однако не тем антропоморфным Богом—творцом, ...

Теория и практика в гнозисе

News image

В основе гностической концепции происхождения мира и человека лежит история падения души и ее заключения в материю. Это падение можно расс...

ПРАКТИЧЕСКАЯ КАББАЛА

News image

В каббале имеется три основных раздела, и в каждом из них говорится о постижении Общего Закона мироздания. Есть раздел, изучающий нисхожде...

Эзотерика

News image

Термин Эзотерика возник в эпоху эллинизма (4—3 в. до н.э.)