Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Авторизация





Истинное бытие
Эзотеризм - Философия и эзотеризм

27. истинное бытие

Что же для человеческого существа есть истинное бытие? Физическое бытие его сознания в Плотном мире или бытие сознания после смерти в Тонкой реальности? Этот вопрос в восточном эзотерическом гнозисе, на наш взгляд, не имеет простого и однозначного ответа. Физическая экзистенция сознания относительно его посмертных экзистенций рассматривается как объективное бытие. Все посмертные состояния сознания в таком случае представляют собой субъективное существование. Однако как объективное, так и субъективное бытие в антропокосмической философской парадигме приобретают изрядную долю релятивизма, то есть относительности.

Релятивизм посмертного психоментального бытия вытекает из его субъективности. Релятивизм объективного бытия обусловлен космической онтологией физической природы и малоразвитым состоянием сознания ее обитателей. Здесь Живая Этика опять выступает с позиций классической индо-тибетской (индуистской и буддийской) метафизики, которая наивысший онтологический статус приписывает трансцендентным сферам духовного инобытия. Сансарические миры физического бытия относительно этих сфер универсума имеют лишь временное, условное, ограниченное, а потому - неподлинное бытие. Земная жизнь, несмотря на ее очевидную объективность, есть иллюзия истинного бытия или объективный сон, в котором непросветленное сознание неспособно отличить вечное от временного, подлинное от иллюзорного, живое от мертвого и духовное от материального. Таким образом, онтология как физического, так и посмертного бытия в антропокосмизме отличается не только существенным релятивизмом, но и насыщенной диалектикой.

Истинное бытие в индо-тибетском эзотерическом гнозисе скорее есть состояние сознания, чем какая-либо природная или трансцендентная сфера. Такое бытие обретает преодолевшее иллюзии и материальную зависимость просветленное сознание. Оно получает космическое существование и выступает в качестве незримой разумной Силы во всех духовных и физических мирах природного универсума. Таким образом, проблема истинного бытия в эзотерической философии решается не столько в натурфилософском или онтологическом, сколько в психо-ментальном контексте. Истинное бытие есть не место, но характеристика сознания, возрастание эволюционного статуса которого приводит к преодолению релятивизма объективного и субъективного существования.

Сделанные выше пояснения общефилософского характера позволяют нам приступить к более детальному анализу некроэкзистенций сознания. Используя терминологию тибетского буддизма, Кут Хуми в переписке с Альфредом Синнетом весь период между физической смертью индивида и новым рождением его духовного имперсонального Эго в объективном мире называет Bar-dug (Бар-до) [8]. Этот период в случае, так сказать, нормального сценария развития некроэкзистенций сознания подразделяется на три основных субпериода.

В течение первого из них освобожденное от физического тела психоментальное Эго вступает в состояние Kama-Loka (сфера страстей и желаний), соответствующее низшему уровню тонкой реальности. В текстах Живой Этики – Агни Йоги это состояние, как правило, обозначалось в качестве низшего астрала . В потоке физической темпоральности первый субпериод Бар-до может продолжаться от нескольких минут до нескольких лет. Но прямой корреляции временных интервалов в физической и психоментальной реальностях не существует. Это означает, что для развоплощенного Эго время имеет совершенно иную размерность и может растягиваться или сжиматься в зависимости от персональных кармических обстоятельств.

В течение второго субпериода Бар-до Эго вступает в состояние нарастания , под которым Кут Хуми понимает частичное восстановление психических способностей сознания после их временного коллапса в момент физической смерти. Длительность этого периода в доктринальных текстах конкретно не указывается, но в целом оценивается намного выше первого субпериода.

Тут необходимо отметить, что эзотерическая психология отвергает мгновенное включение сознания после физической смерти. По крайней мере, это касается среднего представителя основной массы человечества. Личное сознание оставляет каждого в момент смерти… [9] и требуется длительный период постепенного возобновления функций сознания, но уже не в физическом мире, а в субъективной тонкой реальности. Этот период в Письмах Махатм и получил условное обозначение состояния нарастания сознания. Однако восстановление функций или способностей сознания, согласно антропокосмической парадигме, происходит не в полном объеме. После физической смерти познавательные способности личного Эго исчезают навсегда, в то время как духовные силы мышления, созерцание и волевые качества выключаются лишь на время [10].

В течение третьего субпериода Бар-до развоплощенное Эго после восстановления психических способностей сознания вновь рождается и продолжает свое психоментальное существование в состоянии Deva-Chan (Дэва-чан). Это субъективное состояние представляет собой относительную интенсивную иллюзию или особую разновидность посмертного сна с невероятной ясностью впечатлений, которые Эго неспособно отличить от явлений объективного бытия. Длительность этого субпериода может составлять от нескольких лет до тысячелетий в зависимости от позитивной кармы и силы сознания личного Эго.

Пребывание в Дэва-чане пропорционально незаконченному психическому импульсу, сформированному в течение земной жизни человека. Когда действие импульса прекращается, личное Эго вновь погружается в бессознательное состояние. Именно здесь, а не в момент физического умирания, его настигает истинная психическая смерть, за которой следует полная деструкция психоментального целого (личного Эго) на затухающие волны (сканды) личного сознания. Но смерть личного Эго в эзотерической философии не означает смерти имперсональной духовной Индивидуальности, то есть архетипов монадического сверхсознания. Истощение старого психического импульса есть освобождение Индивидуальности от ментальных следствий прожитой в объективном мире жизни. После этого освобождения имперсональное духовное ядро вновь возрождается в объективном мире причин. Так заканчивается период Бар-до и начинается новая физическая жизнь человеческого духа.

Рассматривая продолжительность некроэкзистенций сознания, следует еще раз подчеркнуть, что пространственно-временные континуумы Плотного и Тонкого миров не имеют прямой корреляции. Из этого следует, что посмертные состояния сознания включены в совершенно другую темпоральность, развивающуюся параллельно или вне темпоральности физической природы. В индо-тибетской эзотерической философии и теософском гнозисе продолжительность НЭКС в целом намного превышает период существования личного сознания в течение физической жизни. Однако такое сопоставление всегда будет иметь высокую степень релятивизма. Как можно сравнить бытие сознания в разных онтологических реальностях, если поток времени в Плотном мире не соответствует временному потоку Тонкого мира? Иллюстрацией этой проблемы может явиться обычный человеческий сон. За одну минуту сна по физическому времени сознание может пережить целый поток разнообразных событий внутренней психической реальности, субъективно соответствующий многим часам или даже суткам объективной жизни. Подобно физическому сну некроэкзистенции сознания разворачиваются вне объективной темпоральности и подчиняются своей внутренней детерминации психического характера.

Согласно теософской антропологии, состояние Дэва-чана для подавляющего большинства человечества представляет собой одну из основных некроэкзистенций сознания. Рассмотрим ее немного подробнее.

Кут Хуми отождествляет Дэва-чан с буддийской страной Sukhavati , которая в беседах с учениками впервые была аллегорически описана самим Гаутамой Буддой. Эти описания нашли свое отражение в отмеченном Кут Хуми манускрипте Shan-Mun-yi-Tung [11]. В переписке с европейцами прямые цитаты из этого манускрипта не приводятся. Тем не менее, в ранних теософских источниках проблемы посмертного бытия излагаются в русле буддийской метафизики. Наиболее явно это просматривается в Письмах Махатм , где индийские мыслители не скрывают буддийские идейные истоки своей эзотерической философии Школы Адептов .

Дэва-чан в индо-тибетском буддизме и теософском гнозисе рассматривается как в натурфилософском, так и психо-онтологическом смыслах. С одной стороны, это есть трансфизическое пространство психического континуума, существующее как автономная сфера естественного природного бытия. С другой стороны, это есть особое состояние сознания, пребывающего в глубокой субъективности после физической смерти. Причем сознание здесь выступает важнейшим фактором детерминации психического континуума. Иными словами, оно формирует свою собственную субъективную сферу посмертного бытия.

В определенном смысле состояние Дэва-чана является посмертной психической разновидностью сна. Однако Кут Хуми соглашается использовать понятие сна лишь в условном значении. Он полагает, что Природа не более обманывает обитателя Дэва-чана, нежели живущего физического человека [12]. Ведь для многих сознательное ощущение своей личности во время земной жизни есть не более чем мимолетный сон или объективная иллюзия. Подобное чувство, но только более высокой интенсивности, личное Эго испытает и в посмертной психоментальной реальности.

Вместе с тем, Кут Хуми признает, что состояние Дэва-чана, во-первых, есть полная Майа - психическая иллюзия; во-вторых, есть состояние интенсивного эгоизма [13]. Погруженное в Дэва-чан сознание принимает природное вознаграждение за всякое благое устремление и каждую светлую мысль, которые выступают психическими причинами проявляющихся в тонкой реальности следствий.

Таким образом, НЭКС в эзотерической философии рассматриваются не просто как нейтральные психо-ментальные следствия психических интенций сознания, но как психо-ментальные следствия морального порядка. Не случайно здесь привлекается идея вознаграждения , которая, казалось бы, придает всей концепции явный теологический оттенок. Однако, по нашему глубокому убеждению, восточный эзотерический гнозис в решении фундаментальных философских проблем вообще и этой проблемы, в частности, опирается не столько на религиозную метафизику, сколько на философский реализм и эмпирическое знание.

Показательно, что Кут Хуми говорит не о божественном, а о природном вознаграждении. Более того, он недвусмысленно заявляет, что Дэва-чан не имеет сходства с раем или небом какой-либо религии [14]. Тем не менее, традиционное христианское представление о Рае в некоторых отдельных моментах все же отдаленно напоминает теософский Дэва-чан, но выражается в отличие от него не в философском и даже не в мистическом, а в мифологическом или теологическом дискурсе.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Хасидизм

News image

Если у нас осталось время, упомянем еще об одном течении, также получившем свое развитие в XVIII в. и сохранившем свое значение и по сей д...

Экзотические культуры (Бамбара, Бенин, Суринам, шамани

News image

На периферии технических цивилизаций до сих пор существуют сообщества или даже целые культуры (и их не так уж мало), в силу разных причин ...

Что такое суфизм?

News image

Происхождение суфизма связано с людьми, которые в своем ревностном соблюдении предписаний Корана смогли достичь мистического опыта – опыта...

Основные отличия каббалы от религии

News image

Религия считает, что Творец меняет свое отношение к человеку в зависимости от действий человека, а наука каббала считает, что высшая сила ...