Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

Философия и эзотерика:

Пространство и время

Наиболее древние письменные источники свидетельствуют о том, что астрономы Вавилона разделили год на 365 с четвертью д...

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета го...

Авторизация





Философия сознания
Эзотеризм - Философия и эзотеризм

28. философия сознания

Состояние сознания в посмертном субъективном бытии зависит от образа мышления и условий прожитой жизни. Все это создает невероятное множество разновидностей субъективной психоментальной реальности, соответствующей широкому спектру разнообразных интеллектуальных, этических, эстетических или чувственных интенций. Все они выступают причинами проявляющихся в Тонком мире следствий. Причем в доктринальных источниках рассматриваются два независимых друг от друга поля причинных манифестаций – объективное и субъективное [15].

Наиболее грубые энергии проявляются объективно в текущей или будущей земной жизни человека как факторы физической детерминации. Более тонкие духовные энергии находят свою сферу моральных следствий в Дэва-чане. Причем это состояние исключает взаимодействие между погруженными в интенсивную субъективность Эго, каждое из которых существует в своем собственном поле детерминации и, следовательно, в своей собственной психоментальной реальности. Так же недоступным для погруженных в состояние Дэва-чана личных Эго оказывается и объективной уровень физического бытия. Онтологическая дистанция между объективным и посмертным субъективным состояниями сознания сохраняется, по крайней мере, до момента прекращения периода интенсивной субъективности. Вместе с тем, возможность сохранения сознания после выхода из состояния Дэва-чана эзотерической психологией приписывается далеко не каждому развоплощенному духу.

Своеобразным семантическим ключом к рациональному пониманию различных НЭКС выступает основной психоэнергетический процесс, развивающийся после физической смерти человека. В источниках теософского этапа формирования антропокосмизма он описывается на основе семеричной стратификации физических и психических структур человеческого микрокосма. В работах Кут Хуми, Мории и Е.П. Блаватской эти структуры, как уже отмечалось выше, обозначались в качестве так называемых антропологических принципов или аспектов человеческого сознания.

В момент физической смерти прекращают активное существование и затем постепенно разлагаются три низших аспекта микрокосма: физическое тело (стхула-шарира), низшее астральное или эфирное тело (линга-шарира) и жизненная энергия физического порядка (прана). Четыре других аспекта – тонкое тело желаний (кама-рупа), разум (манас), духовная душа (буддхи), дух (атма) – образуют психоментальную структуру, которая сохраняется в тонкой реальности после физической смерти. Все эти аспекты в индо-тибетской антропологии рассматриваются как субстратные оболочки-носители сознания, которое функционально проявляется через них в различных сферах астрально-ментального мира. Именно поэтому мы признаем идеи функционализма как теоретической позиции эзотерической философии в решении базовых вопросов философии сознания. Подобная позиция в западной философии ХХ века проявилась, в частности, в работах Д. Льюиса и Х. Патнэма.

Продолжим далее. Предполагается, что после физической смерти начинает разворачиваться процесс расслоения единого психического целого на его составные аспекты. Кут Хуми это описывает как борьбу высшей (седьмой и шестой принципы) и низшей (пятый и четвертый принципы) психических дуад развоплощенного сознания. Нам представляется, что здесь речь идет о напряженном психо-энергетическом противостоянии двух магнитных центров индивидуального сознания: высшего духовного (имперсональная Индивидуальность) и низшего животно-чувственного (личное Эго). В терминологии Зигмунда Фрейда это есть противостояние Сверх Я (высшего бессознательного или Супер-Эго) и Оно (низшего бессознательного), от исхода которого зависит последующее состояние сознательного принципа Я (Эго). Однако у Фрейда столкновение высшего и низшего бессознательного рассматривается как субъективный процесс в объективной реальности, то есть в течение физической жизни человека. Кут Хуми нечто подобное допускает в тонкой субъективной реальности, в которую тотально погружается психический мир личности после смерти.

Процесс внутреннего психического противостояния развивается бессознательно в низших слоях Тонкого мира (Кама-лока) и завершается двумя альтернативными результатами. В случае победы высшей дуады наиболее возвышенные в моральном, интеллектуальном и эстетическом смыслах эманации пятого принципа (разума или личного Эго) ассимилируются духовным ядром (седьмым и шестым принципами) и вступают в состояние нарастания . Здесь начинается второй субпериод Бар-до – то есть восстановление психической активности элементов личного сознания. За ним следует третий субпериод, то есть состояние Дэва-чана, в котором Эго (комбинация психических элементов пятого, шестого и седьмого принципов) вновь обретает сознательное существование в пределах собственной интенсивной субъективности.

Низшие, наиболее чувственные аспекты пятого принципа (разума) в сочетании с четвертым принципом (астральным телом желаний) образуют полубессознательный психический фантом, который, согласно практической йоге, может сохраняться в течение определенного периода времени в Кама-локе. В письмах такие фантомы назывались пустыми оболочками , что подчеркивало их ментальную несамостоятельность, отсутствие магнитного центра психического Эго, как в имперсональном, так и в личном аспектах. В определенном смысле дуада четвертого и низших элементов пятого принципов (кама-рупа-кама-манас) представляет собой одно из сброшенных тонких тел – астральный психический труп, который отличается от трупа физического тонкой субстратностью материи и остаточными психическими волнами затухающего сознания.

Согласно теософской доктрине, на спиритических сеансах и во время феноменов медиумизма в подавляющем большинстве случаев проявляются подобные полубессознательные психические оболочки, лишенные связи с монадическим духовным ядром, или личные Эго, тяготеющие к чувственному существованию (Эго самоубийц и умерших преждевременной насильственной смертью). Таким образом, спиритический сеанс оказывается вовсе не общением с всезнающими духами , а психическим контактом с астральными трупами или вожделеющими физической жизни тонкими сущностями. Привлечение подобных фантомов в объективную реальность через медиумический организм, по уверениям адептов эзотерической философии, порождает весьма неблагоприятные психические последствия. Не случайно, в XIX столетии теософы выступили последовательными оппонентами приверженцев модной в салонах Европы и Америки спиритической философии. В отличие от ортодоксальных материалистов, они не отрицали само существование астральной реальности и многообразие ее всевозможных психических сущностей. Предметом их острой критики явились наивные философские интерпретации спиритических явлений и бездумное вовлечение в весьма небезопасное действо широких слоев скучающей, самонадеянной, но духовно совершенно неподготовленной публики.

Мы восстаем, - писал Кут Хуми Альфреду Синнету в 1882 году, - не против истинного спиритуализма, но только против неразбирающего медиумизма и физических проявлений, материализаций и в особенности, одержимости в трансах [16]. Такая одержимость в традиции духовной йоги рассматривалась как негативная психофизическая девиация, благодаря которой медиум становился послушным орудием неизвестных, неосознаваемых им и неподконтрольных ему психических сил. В то время как истинный спиритуализм в традиции эзотерического гнозиса предполагал нравственное совершенствование, развитие власти духа над телом и ментальными процессами, философское и практическое познание тонкой реальности и, как следствие, управлением внешними психическими силами астрального мира.

В альтернативном случае поражения высшей дуады (седьмой и шестой принципы) психическая комбинация пятого и четвертого принципов погружается в великий водоворот человеческих Эго . А комбинация седьмого и шестого принципов, то есть имперсональная Индивидуальность, возрождается в физических мире в новой человеческой личности.

Все психические процессы в посмертных состояниях, как и все НЭКС, имеют свою естественную детерминацию. В ее философском осмыслении центральное положение занимает категория кармы , обозначающая в общем случае некие причинно-следственные закономерности психоментального или физического порядков. Карма и Нирвана, утверждает Кут Хуми, есть две из семи великих тайн буддийской метафизики. Силовые линии кармы детерминируют экзистенции сознания в тонкой реальности, а также условия проявления архетипов сознания в реальности физической. Иными словами, посмертное бытие духа, его возрождение в новом земном существе и его последующая физическая жизнь есть звенья единой причинно-следственной цепи. Новая личность открывает вовсе не чистый лист, но очередную страницу жизни и несет в глубинах своего субъективного мира психические семена будущих интеллектуальных и моральных интенций.

Одной из главных проблем, с которой столкнулись европейские последователи эзотерической философии в контексте изучения посмертного бытия сознания, оказалась проблема морального аспекта кармической детерминации. Сложность состояла в том, что индийские Махатмы обосновывали проявление моральной детерминации не только в посмертных состояниях сознания, но и после периода Бар-до при возрождении духа в объективном мире. Проще говоря, индо-тибетская философия и теософская доктрина наделяли возрожденное Эго кармической ответственностью за действия его предшественника – старого Эго, закончившего свое существование в состоянии Дэва-чана. Если предположить, что реинкарнация духа не миф и отказаться от субстанциальности (вечности) души, почему новая личность должна расплачиваться за прошлые деяния, совершенно не связанные с ее формирующимся сознанием? Этот вопрос, действительно, имеет фундаментальное морально-нравственное значение во всем эзотерическом гнозисе и антропокосмическом мировоззрении.

Поставленная проблема содержит два взаимообусловленных философских аспекта. Первый из них связан с психическим механизмом кармической детерминации, то есть с весьма неочевидным каузальным взаимодействием двух Эго, которые последовательно возрождаются в объективном мире. Второй аспект связан с осмыслением этического содержания такой кармической детерминации.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Основной теоретический источник суфизма

News image

Термин «Коран» в переводе на русский язык означает «чтение». Эта книга была продиктована, согласно преданию, пророку Мухаммеду Творцом чер...

Варвары

News image

Варварами греки, как известно, называли всех, кто были не греки. В те времена, о которых только что говорилось, т.е. в конце эры Овна - на...

Персы

News image

Завоевав Вавилон (Кир, 539), персы вначале тоже ничего не изменили в официальном культе Мардука. Им было не до того: их религия зороастриз...

Шамбала

News image

ШАМБАЛА, Шамбхала, в зап. лит. тж. Шангри-Ла (санскр

Главная Философия и эзотеризм Философия сознания