Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Авторизация





Философия сознания
Эзотеризм - Философия и эзотеризм

28. философия сознания

Состояние сознания в посмертном субъективном бытии зависит от образа мышления и условий прожитой жизни. Все это создает невероятное множество разновидностей субъективной психоментальной реальности, соответствующей широкому спектру разнообразных интеллектуальных, этических, эстетических или чувственных интенций. Все они выступают причинами проявляющихся в Тонком мире следствий. Причем в доктринальных источниках рассматриваются два независимых друг от друга поля причинных манифестаций – объективное и субъективное [15].

Наиболее грубые энергии проявляются объективно в текущей или будущей земной жизни человека как факторы физической детерминации. Более тонкие духовные энергии находят свою сферу моральных следствий в Дэва-чане. Причем это состояние исключает взаимодействие между погруженными в интенсивную субъективность Эго, каждое из которых существует в своем собственном поле детерминации и, следовательно, в своей собственной психоментальной реальности. Так же недоступным для погруженных в состояние Дэва-чана личных Эго оказывается и объективной уровень физического бытия. Онтологическая дистанция между объективным и посмертным субъективным состояниями сознания сохраняется, по крайней мере, до момента прекращения периода интенсивной субъективности. Вместе с тем, возможность сохранения сознания после выхода из состояния Дэва-чана эзотерической психологией приписывается далеко не каждому развоплощенному духу.

Своеобразным семантическим ключом к рациональному пониманию различных НЭКС выступает основной психоэнергетический процесс, развивающийся после физической смерти человека. В источниках теософского этапа формирования антропокосмизма он описывается на основе семеричной стратификации физических и психических структур человеческого микрокосма. В работах Кут Хуми, Мории и Е.П. Блаватской эти структуры, как уже отмечалось выше, обозначались в качестве так называемых антропологических принципов или аспектов человеческого сознания.

В момент физической смерти прекращают активное существование и затем постепенно разлагаются три низших аспекта микрокосма: физическое тело (стхула-шарира), низшее астральное или эфирное тело (линга-шарира) и жизненная энергия физического порядка (прана). Четыре других аспекта – тонкое тело желаний (кама-рупа), разум (манас), духовная душа (буддхи), дух (атма) – образуют психоментальную структуру, которая сохраняется в тонкой реальности после физической смерти. Все эти аспекты в индо-тибетской антропологии рассматриваются как субстратные оболочки-носители сознания, которое функционально проявляется через них в различных сферах астрально-ментального мира. Именно поэтому мы признаем идеи функционализма как теоретической позиции эзотерической философии в решении базовых вопросов философии сознания. Подобная позиция в западной философии ХХ века проявилась, в частности, в работах Д. Льюиса и Х. Патнэма.

Продолжим далее. Предполагается, что после физической смерти начинает разворачиваться процесс расслоения единого психического целого на его составные аспекты. Кут Хуми это описывает как борьбу высшей (седьмой и шестой принципы) и низшей (пятый и четвертый принципы) психических дуад развоплощенного сознания. Нам представляется, что здесь речь идет о напряженном психо-энергетическом противостоянии двух магнитных центров индивидуального сознания: высшего духовного (имперсональная Индивидуальность) и низшего животно-чувственного (личное Эго). В терминологии Зигмунда Фрейда это есть противостояние Сверх Я (высшего бессознательного или Супер-Эго) и Оно (низшего бессознательного), от исхода которого зависит последующее состояние сознательного принципа Я (Эго). Однако у Фрейда столкновение высшего и низшего бессознательного рассматривается как субъективный процесс в объективной реальности, то есть в течение физической жизни человека. Кут Хуми нечто подобное допускает в тонкой субъективной реальности, в которую тотально погружается психический мир личности после смерти.

Процесс внутреннего психического противостояния развивается бессознательно в низших слоях Тонкого мира (Кама-лока) и завершается двумя альтернативными результатами. В случае победы высшей дуады наиболее возвышенные в моральном, интеллектуальном и эстетическом смыслах эманации пятого принципа (разума или личного Эго) ассимилируются духовным ядром (седьмым и шестым принципами) и вступают в состояние нарастания . Здесь начинается второй субпериод Бар-до – то есть восстановление психической активности элементов личного сознания. За ним следует третий субпериод, то есть состояние Дэва-чана, в котором Эго (комбинация психических элементов пятого, шестого и седьмого принципов) вновь обретает сознательное существование в пределах собственной интенсивной субъективности.

Низшие, наиболее чувственные аспекты пятого принципа (разума) в сочетании с четвертым принципом (астральным телом желаний) образуют полубессознательный психический фантом, который, согласно практической йоге, может сохраняться в течение определенного периода времени в Кама-локе. В письмах такие фантомы назывались пустыми оболочками , что подчеркивало их ментальную несамостоятельность, отсутствие магнитного центра психического Эго, как в имперсональном, так и в личном аспектах. В определенном смысле дуада четвертого и низших элементов пятого принципов (кама-рупа-кама-манас) представляет собой одно из сброшенных тонких тел – астральный психический труп, который отличается от трупа физического тонкой субстратностью материи и остаточными психическими волнами затухающего сознания.

Согласно теософской доктрине, на спиритических сеансах и во время феноменов медиумизма в подавляющем большинстве случаев проявляются подобные полубессознательные психические оболочки, лишенные связи с монадическим духовным ядром, или личные Эго, тяготеющие к чувственному существованию (Эго самоубийц и умерших преждевременной насильственной смертью). Таким образом, спиритический сеанс оказывается вовсе не общением с всезнающими духами , а психическим контактом с астральными трупами или вожделеющими физической жизни тонкими сущностями. Привлечение подобных фантомов в объективную реальность через медиумический организм, по уверениям адептов эзотерической философии, порождает весьма неблагоприятные психические последствия. Не случайно, в XIX столетии теософы выступили последовательными оппонентами приверженцев модной в салонах Европы и Америки спиритической философии. В отличие от ортодоксальных материалистов, они не отрицали само существование астральной реальности и многообразие ее всевозможных психических сущностей. Предметом их острой критики явились наивные философские интерпретации спиритических явлений и бездумное вовлечение в весьма небезопасное действо широких слоев скучающей, самонадеянной, но духовно совершенно неподготовленной публики.

Мы восстаем, - писал Кут Хуми Альфреду Синнету в 1882 году, - не против истинного спиритуализма, но только против неразбирающего медиумизма и физических проявлений, материализаций и в особенности, одержимости в трансах [16]. Такая одержимость в традиции духовной йоги рассматривалась как негативная психофизическая девиация, благодаря которой медиум становился послушным орудием неизвестных, неосознаваемых им и неподконтрольных ему психических сил. В то время как истинный спиритуализм в традиции эзотерического гнозиса предполагал нравственное совершенствование, развитие власти духа над телом и ментальными процессами, философское и практическое познание тонкой реальности и, как следствие, управлением внешними психическими силами астрального мира.

В альтернативном случае поражения высшей дуады (седьмой и шестой принципы) психическая комбинация пятого и четвертого принципов погружается в великий водоворот человеческих Эго . А комбинация седьмого и шестого принципов, то есть имперсональная Индивидуальность, возрождается в физических мире в новой человеческой личности.

Все психические процессы в посмертных состояниях, как и все НЭКС, имеют свою естественную детерминацию. В ее философском осмыслении центральное положение занимает категория кармы , обозначающая в общем случае некие причинно-следственные закономерности психоментального или физического порядков. Карма и Нирвана, утверждает Кут Хуми, есть две из семи великих тайн буддийской метафизики. Силовые линии кармы детерминируют экзистенции сознания в тонкой реальности, а также условия проявления архетипов сознания в реальности физической. Иными словами, посмертное бытие духа, его возрождение в новом земном существе и его последующая физическая жизнь есть звенья единой причинно-следственной цепи. Новая личность открывает вовсе не чистый лист, но очередную страницу жизни и несет в глубинах своего субъективного мира психические семена будущих интеллектуальных и моральных интенций.

Одной из главных проблем, с которой столкнулись европейские последователи эзотерической философии в контексте изучения посмертного бытия сознания, оказалась проблема морального аспекта кармической детерминации. Сложность состояла в том, что индийские Махатмы обосновывали проявление моральной детерминации не только в посмертных состояниях сознания, но и после периода Бар-до при возрождении духа в объективном мире. Проще говоря, индо-тибетская философия и теософская доктрина наделяли возрожденное Эго кармической ответственностью за действия его предшественника – старого Эго, закончившего свое существование в состоянии Дэва-чана. Если предположить, что реинкарнация духа не миф и отказаться от субстанциальности (вечности) души, почему новая личность должна расплачиваться за прошлые деяния, совершенно не связанные с ее формирующимся сознанием? Этот вопрос, действительно, имеет фундаментальное морально-нравственное значение во всем эзотерическом гнозисе и антропокосмическом мировоззрении.

Поставленная проблема содержит два взаимообусловленных философских аспекта. Первый из них связан с психическим механизмом кармической детерминации, то есть с весьма неочевидным каузальным взаимодействием двух Эго, которые последовательно возрождаются в объективном мире. Второй аспект связан с осмыслением этического содержания такой кармической детерминации.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Различия учений Христа и Павла

News image

Необходимо понимать, что учение Иисуса и учение Павла – это не одно и то же. Учение Иисуса – эзотерично в своей основе, учение Павла – экз...

Ранние эпохи

News image

Еще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии может служить старинная традиция присвоения архетипам планет определенных ме...

Основные отличия каббалы от религии

News image

Религия считает, что Творец меняет свое отношение к человеку в зависимости от действий человека, а наука каббала считает, что высшая сила ...

Код Священного писания

News image

Традиция кодировки священных писаний в суфизме сохранена у большинства суфийских учителей. И мы еще раз обращаем внимание читателя на то, ...

Главная Философия и эзотеризм Философия сознания