Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Пространство и время

Наиболее древние письменные источники свидетельствуют о том, что астрономы Вавилона разделили год на 365 с четвертью д...

Природа человека

Если тантризм идёт путём преображения психических и тонких энергий для выхода из колеса бесконечных перерождений, исхо...

Авторизация





Династия Далай-лам
Эзотеризм - Философия и эзотеризм

14. династия далай-лам

Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543–1588) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан-хана, одного из наиболее могущественных монгольских правителей. Так между монгольскими ханами и школой Гелуг возникло тесное родство, положившее начало прочным и длительным связям. Одержав победу над последним правителем провинции Цанг в 1642 году, Гушри-хан назначил Нгаванга Лобсанга Гьяцо (1617–1682), Пятого Далай-ламу, светским и духовным главой Тибета.

Пятый Далай-лама, который стал известен как Великий Пятый , оказался талантливым государственным деятелем, а также выдающимся религиозным лидером. Он консолидировал правление Далай-лам, которые правили Тибетом вплоть до 1959 года, когда Тибет был аннексирован Китаем.

Ученые Гелуг. Школа Гелуг породила целую плеяду выдающихся религиозных лидеров, людей, воплотивших в себе провозглашенные Чже Цонкапой идеалы учености и медитативной практики. Среди них был великий ученый Джамьян Шепа (1648–1721), автор наиболее влиятельных в Гелугпе философских комментариев, и его реинкарнация Гончок Джигме Вангпо (1728–1791), известный такими трудами, как Драгоценная гирлянда учений и работа об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях под названием Изложение Уровней и Путей, Прекрасное украшение Трех Колесниц .

Среди других значимых для традиции фигур — Джангья Ролпе Дордже (1717–1786), написавший фундаментальный труд Изложение философских учений ; Нгаванг
Пелден (родился в 1797 году), перу которого принадлежит авторитетный комментарий на Обширное изложение учений Джамьяна Шепы; а также известный ученый Пабонгка Ринпчоче (1878–1941).

Школа Сакья. Происхождение школы Сакья тесно связано с историей рода Кхон, происходившего, по преданию, от небожителей. Линия этого рода прослеживается со времен Кхон Кончока Гьелпо (1034-1102), основателя школы Сакья, до наших дней. С точки зрения учения, эта школа возводит свое происхождение к индийскому йогину Вирупе через Гаяд-хару. Ученик последнего, Дрогми Сакья Еше (992-1047) путешествовал в Индию, где он получил учения Калачакры, Путь-и-плод и многие другие, от различных индийских учителей, после чего возвратился в Тибет.

Позднее один из его главных учеников, Кхон Кончок Гьелпо, построил монастырь в провинции Цанг в Центральном Тибете и назвал его Сакья, что означает Серая Земля. Таким образом, школа получила свое название, Сакья, от места расположения монастыря. Сын Кхон Кончока Гьелпо, Сачен Кунга Ньингпо (1092-1158), был человеком необычайных талантов и духовных дарований, держателем всех линий Тантры и Сутры Арьи Нагарджуны и Вирупы.

У него было четыре сына: Кунгабар, Сонам Ценмо, Джецун Дакпа Гьелцен и Палчен Опоче. Его второй сын, Сонам Ценмо (1142-82), стал образованным ученым еще в юном возрасте. Он имел много видений медитационных божеств, и многие из его учеников достигли реализации. Джецун Дакпа Гьелцен (1147-1216) принял обет безбрачия в миру, и еще в раннем возрасте продемонстрировал признаки большой духовной зрелости. Впервые он давал учение Хеваджры в возрасте одиннадцати лет.

Главным учеником Джецун Дакпа Гьелцена был его племянник, сын Палчена Опоче, знаменитый Сакья Пандит Кунга Гьелцен (1182-1251). Сакья Пандит изучал буддийскую и небуддийскую философию, логику, санскрит, поэзию, астрологию и искусство у многих индийских, непальских, кашмирских и тибетских мастеров, и, в конце концов, превзошел их всех. В возрасте двадцати семи лет, после встречи с кашмирским пандитом Шакья Шрибхадрой, он принял полные монашеские обеты и хранил их всю жизнь без малейшего отступления.

Его работы, такие как “Сокровищница достоверного знания” (Tsad-ma rigs-gter) и “Разъяснение трех обетов” (sDom-gsum rab-dbye), хорошо известны и в наши дни. В 1244 году внук Чингисхана, Годанхан, впечатленный слухами об учености Сакья Пандита, пригласил его в Монголию для распространения учения Будды. Позднее, в 1253 году, уже после кончины и Годанхана и Сакья Пандита, новый император Монголии, Кубилайхан, пригласил Дрогон Чогь-яла Пагпу, племянника Сакья Пандита, к своему двору.

Пагпа составил для монголов новый алфавит. Личность Пагпы произвела на Кубилайхана настолько сильное впечатление, что он провозгласил буддизм государственной религией Монголии и передал Пагпе под управление три провинции Тибета. Таким образом, Пагпа был первым правителем в тибетской истории, который был наделен как религиозной, так и светской властью в стране. Такое положение унаследовал его брат Чанга, а всего династия Сакьяпа правила Тибетом более ста лет. В конечном итоге, Тишри Кунгло (1299-1327), старший из пятнадцати внуков брата Сакья Пандита, основал четыре династические линии: Житог, Ринчен Чанг, Лхакханг и Дучо, из которых сохранились только две последние.

В пятнадцатом веке, однако, династия Дучо распалась на две линии, или резиденции: Долма Пходранг и Пунцог Пходранг. Нынешними главами этих двух мест являются Сакья Тридзин (род. 1945 году), являющийся на данный момент также главой всей школы Сакья и проживающий в индийском местечке Дехра Дун, и Дагчен Ринпоче (род. 1929 году), основатель Центра Сакья Тегчен Чолинг в США. Положение главы школы Сакья передавалось по наследству, начиная со времени Кхон Кончока Гьелпо, и по традиции переходило попеременно от одной резиденции к другой. Нынешний глава школы Сакья, Тридзин Ринпоче, является 41-м “Держателем трона Сакья”.

Среди главных держателей линии Сакья следует особо отметить Сачена Кунга Ньингпо (1092-1158), Сонама Ценмо (1142-1182), Дакпа Гьелцена (1147-1216), Сакья Пандита Кунга Гьелцена (1182-1251) и Дрогон Чогь-яла Пагпу (1235-1280), которых называют Пятью патриархами школы Сакья. За ними следуют шесть учителей, называемых Шестью украшениями Тибета: это Яктук Санге Пал и Ронгтон Маве Сенге, прославившиеся своим знанием учений Сутры; Нгорчен Кунга Зангпо и Зонгпа Кунга Намгьел, достигшие мастерства в изучении Тантры; Горам Сонам Сенге и Сакья Чогден, прославившиеся своим знанием как Сутры, так и Тантры.

Как и в других школах тибетского буддизма, со временем в школе Сакья возникли свои подшколы. Линия учений, сделавшая основной упор на изучении монашеской дисциплины, основанная Нгорченом Кунга Зангпо (1382-1457) и следующими за ним мастерами, такими как Кончок Лундруп, Тхарце Намкха Пелсанг и Друбкханг Пелден Дондруб, получила известность под названием Нгор, а линия Царчена Лосел Гьяцо (1502-1556), в рамках которой передавались так называемые “Тринадцать золотых писаний Цар”, включавшие в себя учения по практикам Махакалы, Ваджрайогини, Джамбалы и других божеств, получила название традиции Цар.

Таким образом, можно сказать, что школа Сакья линии Кхон представляет собой ствол древа, ветвями которого являются линии Нгорпа и Царпа. Таковы три линии (Sa-Ngor-Tsar-gsum) школы Сакья. Главным учением, практикуемым в школе Сакья является, так называемое Ламдрей (Lam-’bras), что в переводе означает “Путь-и-плод”, которое возводит практикующего к состоянию Хеваджры. Эта доктрина представляет собой синтез путей и результатов как внешних, так и внутренних аспектов буддийского учения. Она проистекает от индийских учителей Вирупы, Авадхути, Гаядхары и ученика Нагарджуны Шакьямитры, и, принесенная в Тибет тибетским переводчиком Дрогми, передается до настоящего времени непрерывной линией учителей.

Со времен Мучена Семпа Ченпо Кончок Гьелцена, ученика Нгорчена Кунга Зангпо (1382-1457) передача линии Путь-и-плод разделилась на две традиции: “Объяснение для ближайших учеников” (sLob-bshad) и “Для собрания” (Tshog-bshad). В основе философии учения Путь-и-плод лежит представление о нераздельности сансары и нирваны. Согласно этой доктрине, невозможно достичь нирваны, или абсолютного покоя и мира путем простого бегства от сансары, или круговорота рождения и смерти, поскольку ум является корнем и основой как сансары, так и нирваны.

Омраченный, он принимает сансарическую форму, а, будучи очищен от омрачений, становится нирваной. Поэтому в реальности практикующий должен в медитации стараться увидеть их нераздельность. В монастырских школах Сакья изучаются восемнадцать главных текстов. В них содержатся учения по Праджняпарамите (совершенной мудрости), монашеской дисциплине, воззрении срединного пути, феноменологии, теории познания и логике, а также комментарии, уникальные именно для этой традиции, такие как “Сокровищница достоверного знания” и “Разъяснение трех обетов”, работы Сонама Санге и другие. По мере получения образования, монах получает звания Каджипа, Качупа и Рабджампа.

Основными тантрическими практиками школы Сакья являются тантры Хеваджры, Чакрасамвары, Махакалы и другие.

Главными сакьяпинскими монастырями в Тибете были Наланда в Пхенпо, построенный Ронгтоном Шед-жа Кунригом, Лхакханг Ченмо, основанный Кхон Кончоком Гьелпо, Це-донг Сисум Намгьел, основанный Намкха Таши Гьелценом и Нгор Эвам Чоден, который основал Эвам Кунга Зангпо — в Центральном Тибете; Дон-друб Линг, основанный Дагченом Ше-раб Гьялценом и Лхундруб Линг, основанный Тхангтонгом Гьелпо — в Кхаме; и наконец Деур Чоде, построенный Чодагом Сангпо в Амдо.

В настоящее время Цечен Тенпай Гацал в Раджпуре, штат Уттар-прадеш, Нгор Эвам Шадруб Даргье Линг в Бире, штат Химачал-прадеш, Цечен Донгаг Чолинг в Мундгоде, штат Карнатака и Нгор Эвам Чодхен в Дехрадуне, штат Уттар-прадеш, а также Таши Рабтен Линг в Непале — вот некоторые из главных восстановленных монастырей традиции Сакья.

Учения всех этих школ приводят к одинаковому результату, состоянию просветления. А вот методы несколько различаются: они предназначены для разных людей. Обычно говорят, что в школе Ньингма сосредоточены методы, трансформирующие, прежде всего, гнев и гордость, потому в этой школе практикуют люди, у которых названные чувства сильнее всего. В школу Карма Кагью приходят, в первую очередь, те, кто больше всего зависим от желаний и привязанности. В школе Гелугпа преобразуется неведение, а в школе Сакья – примерно равное соотношение этих мешающих чувств.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Что такое йога?

News image

Йога – эзотерическая традиция, основы которой впервые были систематизированы великим гуру Патанджали, жившим во 2-м веке до н.э. Но неправ...

Миф о потопе

News image

Хоть этот миф и не слишком увязывается логически с вышеизложенным материалом, он связан с ним хронологически, а это в данном случае для на...

Что такое гнозис?

News image

Основные признаки гнозиса. Гнозис – эзотерическая традиция, основоположником которой являлся Иисус Христос. Согласно традиции эзотериче...

Митраизм

News image

Митра — очень древнее арийское божество годичного цикла. Слово Mithra в Авесте озн. согласие . На средне-персидском яз

Главная Философия и эзотеризм Династия Далай-лам