Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

Философия и эзотерика:

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Пространство и время

Наиболее древние письменные источники свидетельствуют о том, что астрономы Вавилона разделили год на 365 с четвертью д...

Авторизация





Династия Далай-лам
Эзотеризм - Философия и эзотеризм

14. династия далай-лам

Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543–1588) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан-хана, одного из наиболее могущественных монгольских правителей. Так между монгольскими ханами и школой Гелуг возникло тесное родство, положившее начало прочным и длительным связям. Одержав победу над последним правителем провинции Цанг в 1642 году, Гушри-хан назначил Нгаванга Лобсанга Гьяцо (1617–1682), Пятого Далай-ламу, светским и духовным главой Тибета.

Пятый Далай-лама, который стал известен как Великий Пятый , оказался талантливым государственным деятелем, а также выдающимся религиозным лидером. Он консолидировал правление Далай-лам, которые правили Тибетом вплоть до 1959 года, когда Тибет был аннексирован Китаем.

Ученые Гелуг. Школа Гелуг породила целую плеяду выдающихся религиозных лидеров, людей, воплотивших в себе провозглашенные Чже Цонкапой идеалы учености и медитативной практики. Среди них был великий ученый Джамьян Шепа (1648–1721), автор наиболее влиятельных в Гелугпе философских комментариев, и его реинкарнация Гончок Джигме Вангпо (1728–1791), известный такими трудами, как Драгоценная гирлянда учений и работа об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях под названием Изложение Уровней и Путей, Прекрасное украшение Трех Колесниц .

Среди других значимых для традиции фигур — Джангья Ролпе Дордже (1717–1786), написавший фундаментальный труд Изложение философских учений ; Нгаванг
Пелден (родился в 1797 году), перу которого принадлежит авторитетный комментарий на Обширное изложение учений Джамьяна Шепы; а также известный ученый Пабонгка Ринпчоче (1878–1941).

Школа Сакья. Происхождение школы Сакья тесно связано с историей рода Кхон, происходившего, по преданию, от небожителей. Линия этого рода прослеживается со времен Кхон Кончока Гьелпо (1034-1102), основателя школы Сакья, до наших дней. С точки зрения учения, эта школа возводит свое происхождение к индийскому йогину Вирупе через Гаяд-хару. Ученик последнего, Дрогми Сакья Еше (992-1047) путешествовал в Индию, где он получил учения Калачакры, Путь-и-плод и многие другие, от различных индийских учителей, после чего возвратился в Тибет.

Позднее один из его главных учеников, Кхон Кончок Гьелпо, построил монастырь в провинции Цанг в Центральном Тибете и назвал его Сакья, что означает Серая Земля. Таким образом, школа получила свое название, Сакья, от места расположения монастыря. Сын Кхон Кончока Гьелпо, Сачен Кунга Ньингпо (1092-1158), был человеком необычайных талантов и духовных дарований, держателем всех линий Тантры и Сутры Арьи Нагарджуны и Вирупы.

У него было четыре сына: Кунгабар, Сонам Ценмо, Джецун Дакпа Гьелцен и Палчен Опоче. Его второй сын, Сонам Ценмо (1142-82), стал образованным ученым еще в юном возрасте. Он имел много видений медитационных божеств, и многие из его учеников достигли реализации. Джецун Дакпа Гьелцен (1147-1216) принял обет безбрачия в миру, и еще в раннем возрасте продемонстрировал признаки большой духовной зрелости. Впервые он давал учение Хеваджры в возрасте одиннадцати лет.

Главным учеником Джецун Дакпа Гьелцена был его племянник, сын Палчена Опоче, знаменитый Сакья Пандит Кунга Гьелцен (1182-1251). Сакья Пандит изучал буддийскую и небуддийскую философию, логику, санскрит, поэзию, астрологию и искусство у многих индийских, непальских, кашмирских и тибетских мастеров, и, в конце концов, превзошел их всех. В возрасте двадцати семи лет, после встречи с кашмирским пандитом Шакья Шрибхадрой, он принял полные монашеские обеты и хранил их всю жизнь без малейшего отступления.

Его работы, такие как “Сокровищница достоверного знания” (Tsad-ma rigs-gter) и “Разъяснение трех обетов” (sDom-gsum rab-dbye), хорошо известны и в наши дни. В 1244 году внук Чингисхана, Годанхан, впечатленный слухами об учености Сакья Пандита, пригласил его в Монголию для распространения учения Будды. Позднее, в 1253 году, уже после кончины и Годанхана и Сакья Пандита, новый император Монголии, Кубилайхан, пригласил Дрогон Чогь-яла Пагпу, племянника Сакья Пандита, к своему двору.

Пагпа составил для монголов новый алфавит. Личность Пагпы произвела на Кубилайхана настолько сильное впечатление, что он провозгласил буддизм государственной религией Монголии и передал Пагпе под управление три провинции Тибета. Таким образом, Пагпа был первым правителем в тибетской истории, который был наделен как религиозной, так и светской властью в стране. Такое положение унаследовал его брат Чанга, а всего династия Сакьяпа правила Тибетом более ста лет. В конечном итоге, Тишри Кунгло (1299-1327), старший из пятнадцати внуков брата Сакья Пандита, основал четыре династические линии: Житог, Ринчен Чанг, Лхакханг и Дучо, из которых сохранились только две последние.

В пятнадцатом веке, однако, династия Дучо распалась на две линии, или резиденции: Долма Пходранг и Пунцог Пходранг. Нынешними главами этих двух мест являются Сакья Тридзин (род. 1945 году), являющийся на данный момент также главой всей школы Сакья и проживающий в индийском местечке Дехра Дун, и Дагчен Ринпоче (род. 1929 году), основатель Центра Сакья Тегчен Чолинг в США. Положение главы школы Сакья передавалось по наследству, начиная со времени Кхон Кончока Гьелпо, и по традиции переходило попеременно от одной резиденции к другой. Нынешний глава школы Сакья, Тридзин Ринпоче, является 41-м “Держателем трона Сакья”.

Среди главных держателей линии Сакья следует особо отметить Сачена Кунга Ньингпо (1092-1158), Сонама Ценмо (1142-1182), Дакпа Гьелцена (1147-1216), Сакья Пандита Кунга Гьелцена (1182-1251) и Дрогон Чогь-яла Пагпу (1235-1280), которых называют Пятью патриархами школы Сакья. За ними следуют шесть учителей, называемых Шестью украшениями Тибета: это Яктук Санге Пал и Ронгтон Маве Сенге, прославившиеся своим знанием учений Сутры; Нгорчен Кунга Зангпо и Зонгпа Кунга Намгьел, достигшие мастерства в изучении Тантры; Горам Сонам Сенге и Сакья Чогден, прославившиеся своим знанием как Сутры, так и Тантры.

Как и в других школах тибетского буддизма, со временем в школе Сакья возникли свои подшколы. Линия учений, сделавшая основной упор на изучении монашеской дисциплины, основанная Нгорченом Кунга Зангпо (1382-1457) и следующими за ним мастерами, такими как Кончок Лундруп, Тхарце Намкха Пелсанг и Друбкханг Пелден Дондруб, получила известность под названием Нгор, а линия Царчена Лосел Гьяцо (1502-1556), в рамках которой передавались так называемые “Тринадцать золотых писаний Цар”, включавшие в себя учения по практикам Махакалы, Ваджрайогини, Джамбалы и других божеств, получила название традиции Цар.

Таким образом, можно сказать, что школа Сакья линии Кхон представляет собой ствол древа, ветвями которого являются линии Нгорпа и Царпа. Таковы три линии (Sa-Ngor-Tsar-gsum) школы Сакья. Главным учением, практикуемым в школе Сакья является, так называемое Ламдрей (Lam-’bras), что в переводе означает “Путь-и-плод”, которое возводит практикующего к состоянию Хеваджры. Эта доктрина представляет собой синтез путей и результатов как внешних, так и внутренних аспектов буддийского учения. Она проистекает от индийских учителей Вирупы, Авадхути, Гаядхары и ученика Нагарджуны Шакьямитры, и, принесенная в Тибет тибетским переводчиком Дрогми, передается до настоящего времени непрерывной линией учителей.

Со времен Мучена Семпа Ченпо Кончок Гьелцена, ученика Нгорчена Кунга Зангпо (1382-1457) передача линии Путь-и-плод разделилась на две традиции: “Объяснение для ближайших учеников” (sLob-bshad) и “Для собрания” (Tshog-bshad). В основе философии учения Путь-и-плод лежит представление о нераздельности сансары и нирваны. Согласно этой доктрине, невозможно достичь нирваны, или абсолютного покоя и мира путем простого бегства от сансары, или круговорота рождения и смерти, поскольку ум является корнем и основой как сансары, так и нирваны.

Омраченный, он принимает сансарическую форму, а, будучи очищен от омрачений, становится нирваной. Поэтому в реальности практикующий должен в медитации стараться увидеть их нераздельность. В монастырских школах Сакья изучаются восемнадцать главных текстов. В них содержатся учения по Праджняпарамите (совершенной мудрости), монашеской дисциплине, воззрении срединного пути, феноменологии, теории познания и логике, а также комментарии, уникальные именно для этой традиции, такие как “Сокровищница достоверного знания” и “Разъяснение трех обетов”, работы Сонама Санге и другие. По мере получения образования, монах получает звания Каджипа, Качупа и Рабджампа.

Основными тантрическими практиками школы Сакья являются тантры Хеваджры, Чакрасамвары, Махакалы и другие.

Главными сакьяпинскими монастырями в Тибете были Наланда в Пхенпо, построенный Ронгтоном Шед-жа Кунригом, Лхакханг Ченмо, основанный Кхон Кончоком Гьелпо, Це-донг Сисум Намгьел, основанный Намкха Таши Гьелценом и Нгор Эвам Чоден, который основал Эвам Кунга Зангпо — в Центральном Тибете; Дон-друб Линг, основанный Дагченом Ше-раб Гьялценом и Лхундруб Линг, основанный Тхангтонгом Гьелпо — в Кхаме; и наконец Деур Чоде, построенный Чодагом Сангпо в Амдо.

В настоящее время Цечен Тенпай Гацал в Раджпуре, штат Уттар-прадеш, Нгор Эвам Шадруб Даргье Линг в Бире, штат Химачал-прадеш, Цечен Донгаг Чолинг в Мундгоде, штат Карнатака и Нгор Эвам Чодхен в Дехрадуне, штат Уттар-прадеш, а также Таши Рабтен Линг в Непале — вот некоторые из главных восстановленных монастырей традиции Сакья.

Учения всех этих школ приводят к одинаковому результату, состоянию просветления. А вот методы несколько различаются: они предназначены для разных людей. Обычно говорят, что в школе Ньингма сосредоточены методы, трансформирующие, прежде всего, гнев и гордость, потому в этой школе практикуют люди, у которых названные чувства сильнее всего. В школу Карма Кагью приходят, в первую очередь, те, кто больше всего зависим от желаний и привязанности. В школе Гелугпа преобразуется неведение, а в школе Сакья – примерно равное соотношение этих мешающих чувств.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Иисус Христос нарушил заповеди?

News image

Идея о том, что вера без дел мертва (см.Иакова 2:19-21) очень четко обосновывается в Послании Иакова – брата Иисуса и одного и первых посв...

Посвящение в гнозис

News image

Существует распространенное мнение, что учение Иисуса предназначалось для каждого человека. Это не совсем правильное мнение. На самом деле...

Персия

News image

Религия парсов, предков жителей сегодняшнего Ирана, также имеет очень древние корни, т.е. восходит к самым ранним индо-иранским анималисти...

Основные отличия каббалы от религии

News image

Религия считает, что Творец меняет свое отношение к человеку в зависимости от действий человека, а наука каббала считает, что высшая сила ...

Главная Философия и эзотеризм Династия Далай-лам