Аспект проблемы |
Эзотеризм - Философия и эзотеризм |
Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (групп атрибутов). Гаутама Будда сравнивал сканды с деталями повозки, которая существует только как совокупность этих деталей. В русле современного научного рационализма сканды могут быть интерпретированы как психические элементы сознания, имеющие неизвестную тонкую субстратную основу. Они составляют, отмечается в письмах, физическую и ментальную Индивидуальность, которую называют человеком. В таком случае карма есть руководящая сила , жажда или желание чувственной жизни , непосредственная энергия , которая из старой комбинации сканд (старого Эго) порождает новую группу, образующую новое существо (возрожденное Эго) [17]. Психологически и социально старое и возрожденное Эго совершенно нетождественны между собой. Однако старое существо, утверждает Кут Хуми, есть единственный породитель, отец и мать, в одно и то же время, нового существа. В метафизическом или кармическом смыслах они совершенно тождественны, так как связаны незримыми тонкими нитями общих психических элементов. Таким образом, детерминация ментальных и моральных свойств, а также физических особенностей нового человеческого существа происходит посредством различных групп сканд. В философской традиции индо-тибетского буддизма к ним относят пять групп сканд (панчасканда): материальные свойства (Rupa); чувствования (Vedana); абстрактные идеи (Sanna); наклонности физические и умственные (Sanskhara); ментальные силы, моральные и другие предрасположения (Vinnana). Рупа-сканды отвечают за физическое тело человека. Четыре другие отмеченные группы формируют психоментальную индивидуальность. Еще две группы сканд Махатмы не стали называть европейцам, но пояснили, что они порождают иллюзию обособленности и эгоизм. Маловероятно, что буддийские сканды физически представляют собой некие корпускулы, входящие в состав человеческого естества. По всей видимости, они могут соответствовать устойчивым волнам психо-ментального континуума или психическим архетипам, воздействующим на многомерную природу человеческого микрокосма. Второй аспект проблемы, то есть этическое содержание кармической детерминации, возникает как следствие устойчивой каузальной цепи событий объективной, субъективной (Бар-до) и вновь объективной сферы бытия. Для обоснования моральных следствий или кармического воздаяния философскому гнозису нет необходимости привлекать мифических ангелов-хранителей , неустанно фиксирующих в книгу жизни все благие или дурные дела конкретной человеческой личности. Все чувствования, мысли, абстрактные идеи имеют материальное основание и связаны со скандами. Причем сканды в интерпретации восточных космистов представляют собой не только чисто материальные, но и умственные, а также моральные качества. Именно за эти элементы личного сознания и через них происходит естественное природное наказание воплощающегося Эго при новом рождении [18]. Таким образом, в эзотерической философии сканды выступают тонкоматериальными агентами реализации универсального морально-нравственного закона, воздающего каждое сознание его собственными порождениями в психической или физической реальностях. Мы отметили особенности основных массовых некроэкзистенций сознания, признаваемых в философской традиции эзотерического антропокосмизма. Однако ими посмертные состояния сознания не исчерпываются. Во-первых, в теософии и Живой Этике исследовались различные посмертные негативные девиации сознания, то есть отклонения от основной (нормальной) линии последовательных состояний сознания в период Бар-до. Их изучение вполне заслуживает отдельной обстоятельной работы. Во-вторых, теософский гнозис развивает буддийскую концепцию нирванического сознания, которое представляет собой одну из самых загадочной некроэкзистенций, рассматриваемых в контексте проблемы бессмертия. Нирваническое сознание представляет собой полную противоположность уничтожению. Это есть особая форма психо-ментального бытия, невообразимая для чувственного или рационального рассудка [19] [1]. Нирваническое сознание в восточном эзотерическом гнозисе существует вне физической объективности и, вместе с тем, нетождественно всем иным НЭКС в период Бар-до. Живая Этика рассматривает такое состояние как далекую цель эволюции человеческого духа, восходящего от обусловленного биологического существования к свободному психическому бытию в многомерном пространстве космического универсума. |
Читайте: |
---|