Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Основные идеи

Метод космоэнергетики видит своей задачей исследование энергоинформационных полей и совершенствование механизмов оздор...

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Авторизация





Индийский эзотеризм
Эзотеризм - Эзотеризм

1.индийский эзотеризм

Начиная с конца XIX в. европейский оккультизм, прежде всего — усилиями теософов, активно внедрял в сознание жителей Запада различные понятия индийской духовной культуры. Эти понятия, изъятые из своей привычной среды, в связи со спецификой канала такой трансляции и адаптации стали восприниматься почти исключительно в мистическо-оккультном контексте. С тех пор они вошли в широкий обиход, и западная (а также российская) публика научилась хорошо «разбираться» в том, что такое карма и йога, сансара и чакры, хотя, по большому счету, ей приходится довольствоваться довольно туманными представлениями о них. Эти популярные понятия стали на Западе эзотерическими категориями, и они тесно переплелись с категориями, взятыми оккультистами из других культур. Впрочем, в нашу задачу входит не столько описание этих конструктов, бытующих по сей день в западном обществе, сколько попытка рассмотрения той почвы, на которой они когда-то развивались изначально.

Следует сразу признать, что «индийский эзотеризм» есть идеальный объект, сконструированный нами в эвристических целях по аналогии с западным эзотеризмом, но на материале индийских религиозно-философских систем. Эзотеризм никогда не выделялся индийцами как самостоятельный объект рефлексии, он никогда не существовал в качестве отдельной, автономной традиции; элементы же, его составляющие, разбросаны по различным индийским школам, культам и направлениям. Другими словами, индийский эзотеризм встроен в конфессиональные рамки, и вне их его попросту нет, что отличает его от западного аналога, который, начиная с появления герметизма, фактически образует отдельную традицию в рамках духовной культуры Запада.

Как хорошо известно, само слово «эзотеризм» — западное по своему происхождению, и его этимология связана с греческой приставкой «эсо» («внутри»). Базовой задачей эзотеризма является выделение и сакрализация особого духовного пространства. Эзотеризм старается отграничивать себя от экзотеризма, поскольку посюсторонние мотивы последнего не вписывается в рамки возвышенных целей, поставленных перед своими приверженцами наставниками, тяготеющими к эзотерическим построениям. Экзотеризм в этом смысле воспринимается эзотериками скорее как стартовая площадка для последующего развития духа, достойная только того, чтобы дать адепту возможность поскорее покинуть ее и отправиться в трудное и опасное эзотерическое путешествие.

Один из явных признаков эзотеризма в целом — феномен инициации в сокровенное знание. Индия прекрасно знакома с этим феноменом. Так, с точки зрения приобщения к сокровенному (ведическому) знанию, три традиционных варны индийского общества из четырех (брахманы, кшатрии и вайшьи) формально попадают в эзотерический разряд, поскольку их представители еще в детском возрасте проходят обряд посвящения (упанаяна). «Рождаясь» во «второй раз» (двиджа), они приобретают резкое отличие от шудр с их однократным (экаджа) рождением. Тем не менее, этот «эзотеризм» дваждырожденных выглядит односторонним и несвободным, прежде всего потому, что «посвящение в веду» происходит не в совершеннолетнем возрасте и не по внутреннему волеизъявлению посвящаемого, а в результате внешнего воздействия на него со стороны семейных, родовых и варновых предписаний. Тем самым у посвящаемого отсутствует возможность выбора. Конечно, известны ситуации, при которых посвящение по каким-то причинам не происходит, однако это, скорее, исключение из правил, и такой человек (безусловно, не по своей воле) выбывает из круга полноправных членов общества.

Движение сиддхов — это часть широко распространенного в Индии начиная со второй половины I тыс. н. э. тантрического комплекса. Именно в тантризме, как в буддийском, так и в индуистском, эзотерическая проблематика достигает предельной заостренности. Разумеется, мы далеки от того, чтобы ставить знак равенства между тантризмом и эзотеризмом, хотя бы потому, что в тантризме содержится довольно много элементов, не вписывающихся в контекст эзотерического. Однако уже сами тантрические произведения — тантры — интерпретируют себя как тайные (гухья) тексты, которые провозглашают истины, совпадающие с реалиями нынешней эпохи кали-юги.

Тантрический эзотеризм весьма многолик и проявляется во всех упомянутых выше «измерениях» эзотерического. Так, традиционная тантрическая община представляет собой иерархическую структуру, члены которой стоят на разных уровнях психического и духовного развития; доступ же на эти уровни обеспечивается посредством особых посвящений. Во главе иерархии находится наделенный высочайшим авторитетом наставник-ачарья, обладающий знаниями, контролирующий циркуляцию этих знаний и их практическое применение. Именно наставник, которого ученикам предписано воспринимать как воплощенное божество, является основным источником легитимности эзотерического знания.

Практики тантристов столь же эзотеричны, как и их социальная структура. Многие тантрические ритуалы носят закрытый характер, причем даже для тех практикующих тантристов, которые находятся на уровне неофитов (пашу). К наиболее сложным и в некоторых случаях даже опасным обрядам (майтхуна, шава-садхана, комплекс шаткарма) допускаются только наиболее опытные адепты, уже успевшие укрепиться в более простых практиках «дуалистического» типа.

Эзотеризм - очень важная и интереснейшая область человеческих знаний. Эти знания существовали всегда, они сопровождали всю историю человечества, конечно, развиваясь и изменяясь. Но доступ большинства людей к этим знаниям всегда был ограничен. Сейчас настало время, когда степень этой ограниченности стремительно уменьшается, и нам в этом повезло.

Современный подход философских и естественных наук делит эзотеризм на ряд частей: историческую, философскую, естественно-научную, религиозную, этическую, медицинскую, психологическую и т.д.. В древности все эти аспекты представляли собой неразрывное целое.

Понятие эзотеризма можно рассмотреть в нескольких следующих значениях, что мы и сделаем:

· Классическое определение эзотеризма — тайное учение, доступное только избранным, посвященным.

· Общедоступные ныне знания, бывшие прежде тайными.

· Широкий круг вопросов, которые отчасти попадают под такие определения как оккультизм, мистика, магия и т.д.

· «Позитивная» мистика.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Шамбала

News image

ШАМБАЛА, Шамбхала, в зап. лит. тж. Шангри-Ла (санскр

Персы

News image

Завоевав Вавилон (Кир, 539), персы вначале тоже ничего не изменили в официальном культе Мардука. Им было не до того: их религия зороастриз...

Ранние эпохи

News image

Еще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии может служить старинная традиция присвоения архетипам планет определенных ме...

Теория Семи рас

News image

Разумная жизнь на Земле создавалась целенаправленно, то есть с заранее обдуманным намерением, однако не тем антропоморфным Богом—творцом, ...

Главная Эзотеризм Индийский эзотеризм