Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета го...

Авторизация





Индийский эзотеризм
Эзотеризм - Эзотеризм

1.индийский эзотеризм

Начиная с конца XIX в. европейский оккультизм, прежде всего — усилиями теософов, активно внедрял в сознание жителей Запада различные понятия индийской духовной культуры. Эти понятия, изъятые из своей привычной среды, в связи со спецификой канала такой трансляции и адаптации стали восприниматься почти исключительно в мистическо-оккультном контексте. С тех пор они вошли в широкий обиход, и западная (а также российская) публика научилась хорошо «разбираться» в том, что такое карма и йога, сансара и чакры, хотя, по большому счету, ей приходится довольствоваться довольно туманными представлениями о них. Эти популярные понятия стали на Западе эзотерическими категориями, и они тесно переплелись с категориями, взятыми оккультистами из других культур. Впрочем, в нашу задачу входит не столько описание этих конструктов, бытующих по сей день в западном обществе, сколько попытка рассмотрения той почвы, на которой они когда-то развивались изначально.

Следует сразу признать, что «индийский эзотеризм» есть идеальный объект, сконструированный нами в эвристических целях по аналогии с западным эзотеризмом, но на материале индийских религиозно-философских систем. Эзотеризм никогда не выделялся индийцами как самостоятельный объект рефлексии, он никогда не существовал в качестве отдельной, автономной традиции; элементы же, его составляющие, разбросаны по различным индийским школам, культам и направлениям. Другими словами, индийский эзотеризм встроен в конфессиональные рамки, и вне их его попросту нет, что отличает его от западного аналога, который, начиная с появления герметизма, фактически образует отдельную традицию в рамках духовной культуры Запада.

Как хорошо известно, само слово «эзотеризм» — западное по своему происхождению, и его этимология связана с греческой приставкой «эсо» («внутри»). Базовой задачей эзотеризма является выделение и сакрализация особого духовного пространства. Эзотеризм старается отграничивать себя от экзотеризма, поскольку посюсторонние мотивы последнего не вписывается в рамки возвышенных целей, поставленных перед своими приверженцами наставниками, тяготеющими к эзотерическим построениям. Экзотеризм в этом смысле воспринимается эзотериками скорее как стартовая площадка для последующего развития духа, достойная только того, чтобы дать адепту возможность поскорее покинуть ее и отправиться в трудное и опасное эзотерическое путешествие.

Один из явных признаков эзотеризма в целом — феномен инициации в сокровенное знание. Индия прекрасно знакома с этим феноменом. Так, с точки зрения приобщения к сокровенному (ведическому) знанию, три традиционных варны индийского общества из четырех (брахманы, кшатрии и вайшьи) формально попадают в эзотерический разряд, поскольку их представители еще в детском возрасте проходят обряд посвящения (упанаяна). «Рождаясь» во «второй раз» (двиджа), они приобретают резкое отличие от шудр с их однократным (экаджа) рождением. Тем не менее, этот «эзотеризм» дваждырожденных выглядит односторонним и несвободным, прежде всего потому, что «посвящение в веду» происходит не в совершеннолетнем возрасте и не по внутреннему волеизъявлению посвящаемого, а в результате внешнего воздействия на него со стороны семейных, родовых и варновых предписаний. Тем самым у посвящаемого отсутствует возможность выбора. Конечно, известны ситуации, при которых посвящение по каким-то причинам не происходит, однако это, скорее, исключение из правил, и такой человек (безусловно, не по своей воле) выбывает из круга полноправных членов общества.

Движение сиддхов — это часть широко распространенного в Индии начиная со второй половины I тыс. н. э. тантрического комплекса. Именно в тантризме, как в буддийском, так и в индуистском, эзотерическая проблематика достигает предельной заостренности. Разумеется, мы далеки от того, чтобы ставить знак равенства между тантризмом и эзотеризмом, хотя бы потому, что в тантризме содержится довольно много элементов, не вписывающихся в контекст эзотерического. Однако уже сами тантрические произведения — тантры — интерпретируют себя как тайные (гухья) тексты, которые провозглашают истины, совпадающие с реалиями нынешней эпохи кали-юги.

Тантрический эзотеризм весьма многолик и проявляется во всех упомянутых выше «измерениях» эзотерического. Так, традиционная тантрическая община представляет собой иерархическую структуру, члены которой стоят на разных уровнях психического и духовного развития; доступ же на эти уровни обеспечивается посредством особых посвящений. Во главе иерархии находится наделенный высочайшим авторитетом наставник-ачарья, обладающий знаниями, контролирующий циркуляцию этих знаний и их практическое применение. Именно наставник, которого ученикам предписано воспринимать как воплощенное божество, является основным источником легитимности эзотерического знания.

Практики тантристов столь же эзотеричны, как и их социальная структура. Многие тантрические ритуалы носят закрытый характер, причем даже для тех практикующих тантристов, которые находятся на уровне неофитов (пашу). К наиболее сложным и в некоторых случаях даже опасным обрядам (майтхуна, шава-садхана, комплекс шаткарма) допускаются только наиболее опытные адепты, уже успевшие укрепиться в более простых практиках «дуалистического» типа.

Эзотеризм - очень важная и интереснейшая область человеческих знаний. Эти знания существовали всегда, они сопровождали всю историю человечества, конечно, развиваясь и изменяясь. Но доступ большинства людей к этим знаниям всегда был ограничен. Сейчас настало время, когда степень этой ограниченности стремительно уменьшается, и нам в этом повезло.

Современный подход философских и естественных наук делит эзотеризм на ряд частей: историческую, философскую, естественно-научную, религиозную, этическую, медицинскую, психологическую и т.д.. В древности все эти аспекты представляли собой неразрывное целое.

Понятие эзотеризма можно рассмотреть в нескольких следующих значениях, что мы и сделаем:

· Классическое определение эзотеризма — тайное учение, доступное только избранным, посвященным.

· Общедоступные ныне знания, бывшие прежде тайными.

· Широкий круг вопросов, которые отчасти попадают под такие определения как оккультизм, мистика, магия и т.д.

· «Позитивная» мистика.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Гадание на картах

News image

Французский богослов и оккультист КУР ДЕ ЖЕБЛЕН (Антуан Курт де-Гебелин, Court de Gebelin, 1725-1784) был членом масонской ложи Девяти се...

Восемь ступеней йоги

News image

Теоретическая и практическая йога включают в себя восемь ветвей (ступеней), классификацию которых в третьем веке нашей эры разработал вели...

Эра Тельца

News image

Человеческое мышление в этот период мифологично: миф оказывается лучшим средством понимания и запоминания взаимосвязей между явлениями. Мы...

Основные отличия каббалы от философии

News image

Основной принцип в науке каббала гласит: «Непостигаемое не можем назвать по имени», где под именем имеется в виду начало какого-то постиже...

Главная Эзотеризм Индийский эзотеризм