Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, к...

Авторизация





Наделять жизнью
Эзотеризм - Антропософия

54. наделять жизнью

Рассматривая становление как процесс «рождения тел», антропософы полагают, что методы воспитания должны меняться в соответствии с этапами развития человека и что опережение естественного порядка вещей не только бессмысленно, но и вредно для человеческой личности в целом. Для Штайнера педагогика — это искусство; он пишет об «искусстве воспитания», подчеркивая его эмоциональный, творческий и универсальный характер. Концепция воспитания как искусства, определяемого конкретной реальностью и не основанного на общих, абстрактных принципах, порождает ряд обращенных к педагогу императивов. Императивы эти получают религиозную окраску и поднимают воспитание на уровень священнодействия. Антропософское воспитание основано на практическом применении педагогических средств, адекватных для каждой стадии развития человека. Педагог-антропософ не занимается выработкой общей абстрактной программы по работе с детьми, но апеллирует к реальным жизненным ситуациям. Родители, учителя и дети входят в построенную согласно принципам антропософии систему воспитания, все элементы которой воздействуют друг на друга и подвергаются обратному влиянию. Помимо этого, подлинное воспитание должно проистекать из любви и тепла — тех живых сил, которые обеспечивают рост и развитие. Программа антропософского воспитания направлена не на институты, но на конкретных индивидов.

Воспитывать в духе антропософии значит «наделять жизнью»; придать человеку чувство уверенности в своем месте в мироздании; веря, что разделение между человеком и мирозданием носит искусственный характер и не существует в реальности. Антропософия определяет ребенка в первые годы жизни как «религиозное существо»; под этим имеется в виду, что он весь погружен в окружающую его среду и будучи всецело направлен на чувственное восприятие, являет собой единство тела и души. По этой причине внешние впечатления влияют на ребенка совсем не так, как на взрослого. У ребенка они оказывают влияния не только на душевное и духовное, но и на физическое тело. Негативное воздействие внешних впечатлений выходит наружу уже в зрелом возрасте, принимая форму болезни. «Путь, который воспитатель проходит с ребенком на первом этапе его развития, влияет на его наклонности в будущем, на то, будет ли он счастливым или несчастным, здоровым или больным» [8]. Первоочередная задача педагога на этом этапе состоит в формировании подходящей «физической среды» для развития своего воспитанника; при этом понятие «физическая среда» относится ко всему, что входит в непосредственное окружение ребенка. На втором этапе развития, когда из оболочек физического тела проступает «эфирное тело» человека, в ребенке происходит изменение. Основным проявлением «эфирного человека» является мышление. В этот период обучение должно быть направлено на развитие наглядной, образной памяти. Штайнер указывает на изменение отношения ребенка к педагогу при переходе с первого на второй этап его развития. «В первые годы жизни ребенка ключом для воспитателя являются слова «пример» и «подражание». Во второй период ключевыми становятся «авторитет» и «следование…» [9]. На этом этапе обучение осуществляется с помощью рассказов и притч, причем наставник должен стремиться, чтобы его воспитанник прочувствовал смысл сказанного. Именно тогда у ребенка вырабатывается чувство добра и зла, прекрасного и уродливого, которые он определяет, опираясь на авторитет педагога. Отметим, что слово «авторитет» здесь означает не возможность приказывать и запрещать, а способность к передаче эмоций, к переживанию и сопереживанию.

Штайнер критикует распространенную концепцию, негативно относящуюся к механическому запоминанию, не сопровождаемому пониманием. На его взгляд, в этот период память нуждается в тренировке, и он утверждает, что даже те вещи, которые ребенок запоминает не понимая их смысла, закладывают основу для его развития на третьем этапе, когда они будут заново осознаны и интеллектуально обработаны.

На третьем этапе возникает «астральный человек». Только на этой стадии подростку становятся понятны те внешние впечатления, которые порождают у него абстрактные образы, пробуждают способность к суждению и самостоятельную интеллектуальную деятельность. «Сейчас ему придется справляться с необходимостью самостоятельно мыслить, в то время как раньше он был несамостоятелен и чувствовал. Надлежит позаботиться о том, чтобы интеллектуальное мышление не появилось у него слишком рано, ибо человек может ощутить свободу лишь в том случае, если мышление развилось у него само по себе, а не было привнесено извне учителем» [10].

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Ассирийцы

News image

Но вернемся к истории. Как ни были сильны вавилоняне, однако их царствию тоже пришел конец. Около 1500 г., то есть примерно тогда, когда е...

Основные предпосылки возникновения гностической традиц

News image

Учение Иисуса неотъемлемым образом явилось дополнением к учению Каббалы. Согласно Каббале, человек, исполняя заповеди Торы, учится любить....

Теория Семи рас

News image

Разумная жизнь на Земле создавалась целенаправленно, то есть с заранее обдуманным намерением, однако не тем антропоморфным Богом—творцом, ...

Шамбала

News image

ШАМБАЛА, Шамбхала, в зап. лит. тж. Шангри-Ла (санскр

Главная Антропософия Наделять жизнью