Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Пространство и время

Наиболее древние письменные источники свидетельствуют о том, что астрономы Вавилона разделили год на 365 с четвертью д...

Авторизация





Корни антропософии
Эзотеризм - Антропософия

37. корни антропософии

Елена Блаватская, до того как создать теософское общество, долгое время занималась спиритизмом и издавала спиритический журнал в Америке: тогда спиритизм был в моде. Когда мода прошла и число приверженцев спиритизма уменьшилось, Блаватская, как это ни странно, выступила против спиритизма. Зато она стала издавать журнал, носивший название «Люцифер», – целью журнала было реабилитировать сатану, показать, что он является добрым началом, творцом и космическим духом (именно так античные эллины представляли «бога» Пана). Затем Блаватская организовала ряд религиозно-философских обществ в Индии, Америке, Европе.

В Индии почва для теософии уже была подготовлена шиваистами и йогами. Крупнейший представитель индуистской теософии Рамакришна, жрец богини смерти Кали, говорил, что миссия его жизни – доказать, что божество присутствует во всех религиях; он утверждал, что в него по временам вселяется то Христос, то Магомет, то Будда и что при этом он испытывает сходные состояния – только разной силы и интенсивности. Рамакришна имел учеников, из которых самым выдающимся оказался Вивекананда (что в переводе с индийского означает «белый лебедь»). Вивекананда выступал с лекциями по йоге в Америке и в Англии. «Гуру» утверждал, что посредством йоги может вернуть людям не только духовное равновесие и гармонию, но и утраченную молодость. Его выступления, окруженные рекламой, привлекали к себе множество людей с невысокими духовными запросами. Интеллектуальный мир как Америки, так и Англии сразу же отверг и осудил теософское движение. Так в Англии теософию развенчал знаменитый этнограф Мюллер, в России – известный философ Владимир Соловьев и, особенно, его двоюродный брат, талантливый писатель Всеволод Соловьев.

Вивекананда откровенно говорил о том, что Индия должна духовно завоевать мир, взять у Европы реванш: прежде Европа колонизировала Индию, а теперь Индия превратит Европу и Америку в своих духовных пленниц. В книгах Елены Блаватской был собран огромный материал по индийской, а также средневековой европейской магии и оккультизму. Теософы считают, что ее «Разоблаченная Изида» и другие произведения являются целой энциклопедией по оккультизму. Как ни странно, книги Блаватской были переизданы католическими кругами, близкими Ватикану, якобы для «научных целей», но тиражом, явно превышающим потребности ученых.

По смерти Елены Блаватской теософское движение возглавила бывшая социалистка и анархистка – Анна Безант, которая до того выпускала атеистические брошюры. С ней в течение нескольких лет сотрудничал Штайнер, но затем разошелся по одному вопросу: Анна Безант утверждала, что Христос должен воплотиться в индусского юношу – Кришнамурти, который проходил специальный психологический и оккультный тренинг в среде теософского общества, а Штайнер говорил, что Христос придет на землю не в физическом, а в эфирном теле, поэтому скептически относился к «миссии Кришнамурти».

Для основательницы теософского общества Елены Блаватской исторического Христа вообще не существовало. Она говорила, что не верит во Христа, но под Христом подразумевает божественную сущность каждого человека и пробуждение этой сущности называет рождением Христа в личности индивидуумов. Каждый из нас, как пишет она, может посредством определенных медитаций стать «Христом».

Рудольф Штайнер основал, отделившись от теософов, общество, называемое антропософским (антропософия – «мудрость о человеке»). По своему происхождению антропософия берет начало, таким образом, от левого, радикального крыла теософии. Ибо, хотя Штайнер и разошелся с теософами, главные их концепции он сохранил. С той только разницей, что если в теософии центральной фигурой был все-таки Будда, и наибольшее влияние оказывал на нее необуддизм (он был как бы подземными водами, питающими все теософские концепции), то в антропософии фундаментом служили учения древних гностиков и манихеев. Штайнер, защищая «честь манихейства», объявил главного литературного противника манихеев, блаженного Августина, воплощением Иуды. Это было жалкой местью за те сокрушительные удары, которые нанес манихейству Иппонийский епископ.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Митраизм

News image

Митра — очень древнее арийское божество годичного цикла. Слово Mithra в Авесте озн. согласие . На средне-персидском яз

Отменил ли Иисус Христос закон Моисея?

News image

В экзотерических христианских кругах часто можно услышать мысль о том, что с приходом Христа закон Моисея перестал иметь свое действие, чт...

Что такое гнозис?

News image

Основные признаки гнозиса. Гнозис – эзотерическая традиция, основоположником которой являлся Иисус Христос. Согласно традиции эзотериче...

Гнозис и гностицизм

News image

В первую очередь хочу обратить внимание читателя, что понятие гнозис и понятие гностицизм – это не одно и то же. Сегодня в массовой ку...

Главная Антропософия Корни антропософии