Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

Философия и эзотерика:

Династия Далай-лам

Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543–1588) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан-хана, одного из наиболее ...

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Авторизация





Карма. История человечества. Р. Штайнер
Эзотеризм - Антропософия

34. карма. история человечества. р. штайнер

Однажды внутри немецкой духовной жизни была с исключительной проникновенностью высказана истина о повторных жизнях человека. Антропософское Движение обратило внимание на это решительное исповедание Лессинга в том, что человек проходит через повторные земные жизни. Мы имеем исполненное высокого значения сочинение Лессинга, написанное им по достижении наивысшей зрелости в ходе своего развития и посвященное воспитанию человеческого рода; в конце этого сочинения мы находим это исповедание о реальности повторных земных жизней. Там в лапидарных формулировках было указано на то, что историческое развитие становится понятным только тогда, когда исходишь из того факта, что отдельная человеческая индивидуальность проходит через повторные земные жизни и таким образом то, что она пережила и содеяла в одну историческую эпоху, переносит при своем перевоплощении в позднейшую эпоху.

Для того чтобы уяснить себе это, надо принять во внимание только два следующих факта. Подумайте о том, что делалось все возможное для того, чтобы объяснить, то ли влияниями идей, то ли материальными факторами и т.д., возникновение в процессе исторического развития позднейших явлений из предшествовавших. Но все это было, так сказать, лишь плесканием в мелководье абстракций. Реальным же фактором является то, что те самые человеческие индивидуальности, которые живут в самом конце 19 века — в начале 20 века, — они жили в более ранние эпохи и восприняли тогда в себя то, что было в окружавшей их среде, и что они пережили совместно с окружающими их людьми. Затем, пройдя через врата смерти, они принесли это с собой в духовный мир, где живут между смертью и новым рождением, а потом перенесли это опять на землю, вступив в свою новую жизнь. Человеческие индивидуальности сами являются носителями того, что переходит из более ранней эпохи развития человечества в более позднюю эпоху и действует в этой более поздней эпохе. Человеческие индивидуальности каждый раз переносят, преобразовывают прошлое в будущее. Это есть сам факт, который, если отнестись к нему со всей серьезностью, может наполнить душу переживанием в некотором смысле религиозного благоговения.

А другой факт — тот, что все мы, сидящие в этом зале, должны направить свой взор, так сказать, на самих себя и смочь сказать: мы сами ведь уже много раз жили на земле, и то, чем мы являемся ныне, есть результат наших прошлых жизней. Если мы таким образом направляем свой взор на историю человечества в целом, а затем обращаем его на пережитое нами самими, то мы можем внести вглубь своей души то истинно религиозное понимание и переживание, которое имел Лессинг, когда он говорил: неужели эта истина о повторных жизнях должна считаться бессмыслицей потому, что люди пришли к ней в те первобытные времена, когда их души не обладали ни образованностью, ни ученостью? Потом Лессинг в заключительной монументальной формулировке выражает то, что воссияло ему из сознания тех двух фактов, о которых я только что говорил: «Так не есть ли вся вечность моя?!» Нить духовного развития, вплетенная тогда в становление немецкого духа благодаря «Воспитанию человеческого рода» Лессинга, не получила своего продолжения, она была оборвана. И в 19 столетии поиски этой духовной нити и ее дальнейшее прядение воспринимались как нечто совсем неразумное.

Мои дорогие друзья, когда более двух десятилетий тому назад мы начинали вести антропософскую работу внутри Теософского общества, и когда состоялось первое собрание для основания того, что именовалось Немецкой секцией Теософского общества, мною была оглашена программа моих первых лекций. В числе их были названы лекции «О практических упражнениях касательно кармы». Тогда речь шла о том, чтобы идею кармы тотчас же ввести в антропософское движение с такой внутренней импульсивностью, чтобы она стала одним из главных лейтмотивов, следуя которым развивалось бы антропософское движение. Однако когда я сообщил о том, что я собственно подразумеваю под этим названием, нескольким людям, являвшимся тогда видными фигурами, пришедшими из старого Теософского общества, они обрушились на меня со своими нападками, объявив, что это никак не должно быть. И действительно (не потому, что я считал, что эти люди были правы), тогда еще не пришло время говорить сравнительно широкому кругу людей об эзотерических истинах столь проникновенным образом. Ведь для того чтобы начать говорить не вообще, не в абстракциях, но конкретным образом о становлении кармы и его значении для исторической жизни человечества, невозможно обойтись без того, чтобы не углубляться в действительно эзотерическое, без того, чтобы не входить в область конкретных эзотерических представлений. Поэтому, все то, что с тех пор развивалось из антропософии в Антропософском обществе, было, в известном смысле, своего рода необходимой подготовкой. Ибо тогда внутри Антропософского общества еще не было надлежащей зрелости.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Ранние эпохи

News image

Еще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии может служить старинная традиция присвоения архетипам планет определенных ме...

Вавилон

News image

В Двуречье жило много племен, но так получилось, что к концу эры Тельца большинство их стали составлять семиты. Это, конечно, тоже были ра...

Экзотические культуры (Бамбара, Бенин, Суринам, шамани

News image

На периферии технических цивилизаций до сих пор существуют сообщества или даже целые культуры (и их не так уж мало), в силу разных причин ...

Хасидизм

News image

Если у нас осталось время, упомянем еще об одном течении, также получившем свое развитие в XVIII в. и сохранившем свое значение и по сей д...

Главная Антропософия Карма. История человечества. Р. Штайнер