Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета го...

Аспект проблемы

Первый философский аспект проблемы в теософских источниках решается на идейной основе буддийской концепции сканд (груп...

Авторизация





Карма. История человечества. Р. Штайнер
Эзотеризм - Антропософия

34. карма. история человечества. р. штайнер

Однажды внутри немецкой духовной жизни была с исключительной проникновенностью высказана истина о повторных жизнях человека. Антропософское Движение обратило внимание на это решительное исповедание Лессинга в том, что человек проходит через повторные земные жизни. Мы имеем исполненное высокого значения сочинение Лессинга, написанное им по достижении наивысшей зрелости в ходе своего развития и посвященное воспитанию человеческого рода; в конце этого сочинения мы находим это исповедание о реальности повторных земных жизней. Там в лапидарных формулировках было указано на то, что историческое развитие становится понятным только тогда, когда исходишь из того факта, что отдельная человеческая индивидуальность проходит через повторные земные жизни и таким образом то, что она пережила и содеяла в одну историческую эпоху, переносит при своем перевоплощении в позднейшую эпоху.

Для того чтобы уяснить себе это, надо принять во внимание только два следующих факта. Подумайте о том, что делалось все возможное для того, чтобы объяснить, то ли влияниями идей, то ли материальными факторами и т.д., возникновение в процессе исторического развития позднейших явлений из предшествовавших. Но все это было, так сказать, лишь плесканием в мелководье абстракций. Реальным же фактором является то, что те самые человеческие индивидуальности, которые живут в самом конце 19 века — в начале 20 века, — они жили в более ранние эпохи и восприняли тогда в себя то, что было в окружавшей их среде, и что они пережили совместно с окружающими их людьми. Затем, пройдя через врата смерти, они принесли это с собой в духовный мир, где живут между смертью и новым рождением, а потом перенесли это опять на землю, вступив в свою новую жизнь. Человеческие индивидуальности сами являются носителями того, что переходит из более ранней эпохи развития человечества в более позднюю эпоху и действует в этой более поздней эпохе. Человеческие индивидуальности каждый раз переносят, преобразовывают прошлое в будущее. Это есть сам факт, который, если отнестись к нему со всей серьезностью, может наполнить душу переживанием в некотором смысле религиозного благоговения.

А другой факт — тот, что все мы, сидящие в этом зале, должны направить свой взор, так сказать, на самих себя и смочь сказать: мы сами ведь уже много раз жили на земле, и то, чем мы являемся ныне, есть результат наших прошлых жизней. Если мы таким образом направляем свой взор на историю человечества в целом, а затем обращаем его на пережитое нами самими, то мы можем внести вглубь своей души то истинно религиозное понимание и переживание, которое имел Лессинг, когда он говорил: неужели эта истина о повторных жизнях должна считаться бессмыслицей потому, что люди пришли к ней в те первобытные времена, когда их души не обладали ни образованностью, ни ученостью? Потом Лессинг в заключительной монументальной формулировке выражает то, что воссияло ему из сознания тех двух фактов, о которых я только что говорил: «Так не есть ли вся вечность моя?!» Нить духовного развития, вплетенная тогда в становление немецкого духа благодаря «Воспитанию человеческого рода» Лессинга, не получила своего продолжения, она была оборвана. И в 19 столетии поиски этой духовной нити и ее дальнейшее прядение воспринимались как нечто совсем неразумное.

Мои дорогие друзья, когда более двух десятилетий тому назад мы начинали вести антропософскую работу внутри Теософского общества, и когда состоялось первое собрание для основания того, что именовалось Немецкой секцией Теософского общества, мною была оглашена программа моих первых лекций. В числе их были названы лекции «О практических упражнениях касательно кармы». Тогда речь шла о том, чтобы идею кармы тотчас же ввести в антропософское движение с такой внутренней импульсивностью, чтобы она стала одним из главных лейтмотивов, следуя которым развивалось бы антропософское движение. Однако когда я сообщил о том, что я собственно подразумеваю под этим названием, нескольким людям, являвшимся тогда видными фигурами, пришедшими из старого Теософского общества, они обрушились на меня со своими нападками, объявив, что это никак не должно быть. И действительно (не потому, что я считал, что эти люди были правы), тогда еще не пришло время говорить сравнительно широкому кругу людей об эзотерических истинах столь проникновенным образом. Ведь для того чтобы начать говорить не вообще, не в абстракциях, но конкретным образом о становлении кармы и его значении для исторической жизни человечества, невозможно обойтись без того, чтобы не углубляться в действительно эзотерическое, без того, чтобы не входить в область конкретных эзотерических представлений. Поэтому, все то, что с тех пор развивалось из антропософии в Антропософском обществе, было, в известном смысле, своего рода необходимой подготовкой. Ибо тогда внутри Антропософского общества еще не было надлежащей зрелости.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Иисус Христос нарушил заповеди?

News image

Идея о том, что вера без дел мертва (см.Иакова 2:19-21) очень четко обосновывается в Послании Иакова – брата Иисуса и одного и первых посв...

Вавилон

News image

В Двуречье жило много племен, но так получилось, что к концу эры Тельца большинство их стали составлять семиты. Это, конечно, тоже были ра...

Миф о потопе

News image

Хоть этот миф и не слишком увязывается логически с вышеизложенным материалом, он связан с ним хронологически, а это в данном случае для на...

Шумер и Вавилон

News image

Двуречье — благодатный край, не без оснований считающийся родиной цивилизаций , по крайней мере тех, которые принято называть авраамитиче...

Главная Антропософия Карма. История человечества. Р. Штайнер