Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

Философия и эзотерика:

Династия Далай-лам

Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543–1588) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан-хана, одного из наиболее ...

Сознание за чертой смерти: пространство психической реальности в

Одной из важнейших нерешенных проблем современной философии является проблема сознания. В конце ХХ века в русле научно...

Авторизация





Духовная природа человека
Эзотеризм - Антропософия

3. духовная природа человека

Опытный метод постижения духовной природы человека и мира и рациональное учение о ней, принадлежащие Р. Штайнеру — немецкому философу и ученому, с 1899 представлявшему реформаторское (общедоступное) направление европейской эзотерической мысли. Первый круг штайнерианцев образовали сторонники неотеософии Е. П. Блаватской. В 1902 — 07 М. Я. Сиверс и Р. Штайнер создали Немецкую секцию Теософского общества с центром в Берлине. В 1913 вследствие расхождения взглядов Штайнера и руководства общества на христологию секция была из него исключена. Тогда же М. Бауэр, М. Я. Сиверс и К. Унгер преобразовали секцию в международное Антропософское общество. В 1923 в Дорнахе (Швейцария) Штайнер основал «Гетеанум» — свободную высшую школу духовного знания. Для содействия исследованиям школы приверженцы антропософии из разных стран сформировали в 1923 — 25 Всеобщее антропософское общество с центром в Дорнахе. В 1935— 45 деятельность общества была запрещена в Германии и на оккупированных ею территориях. В 2002 число членов общества — ок. 52 тыс. человек.

Первый российский кружок для изучения идей Штайнера создан в 1902 в Санкт-Петербурге М. Штраух (М. Шпеттини). В 1913 в Москве основано Русское антропософическое общество (председатель Б. П. Григоров); в1922 общество не получило государственного разрешения на продолжение деятельности; антропософы подвергались в СССР репрессиям. В 1990 учреждены Антропософское общество в России (член Всеобщего антропософского общества, имеет региональные отделения, центр в Москве), а также «София» — санкт-петербургская ветвь Всеобщего антропософского общества.

В отличие от англо-индийской теософии, в которой современная материалистическая наука дополняется древним спиритуализмом Востока (гностицизмом, каббалой, индийским оккультизмом), антропософия понимает материализм в науке как необходимую переходную стадию в развитии спиритуальной трактовки позитивного знания самого Запада. Согласно Штайнеру, такая трактовка составляет цель гетевской программы переосмысления фактов частных дисциплин на основе понятия прафеномена (наблюдаемая причинная связь явлений, заменяющая в науке Гете теоретическую модель гипотетико-дедуктивного неорганического естествознания), а также идеи метаморфоза растений и животных (аналог подвижного платоновского эйдоса в изучении живой природы). Идеал антропософского естествознания — построение феноменологической научной картины мира. Опираясь на наблюдение познавательной деятельности «я», Штайнер развил наукоучение И. Г. Фихте до беспредпосылочной (допредикативной) теории познания, обосновал радикальный этический индивидуализм и новую методологию сверхчувственного исследования, исходящую не из «мистики чувства» (религиозной — как у св. Терезы Авильской или Вл. Соловьева, либо теософской — как у Я. Беме, Э. Сведенборга, Е. П. Блаватской), но из выработки способности интеллектуальной интуиции (ибо «истинный путь в духовный мир лежит через восприятие чистых идей» — Steiner R. Mein Lebensgang. Dornach, 1925, S. 209). Владея подотчетным уму ясновидением, он переосмыслил оккультные представления антропологии, космологии и теологии прошлого и предложил эмпирико-научное толкование их мифологем. Антропософское движение зародилось как попытка «разоккультировать» оккультизм: инициаторы движения хотели заложить основы публичного логического изложения духовных воззрений, не зависящего от их символико-иррациональной, издревле хранимой в тайных братствах, формы. По мысли Штайнера, разрешение подобной задачи позволит западному миру «включить принцип посвящения, как таковой в число принципов цивилизации» и приблизит наступление союза искусства, науки и религии.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Шумер и Вавилон

News image

Двуречье — благодатный край, не без оснований считающийся родиной цивилизаций , по крайней мере тех, которые принято называть авраамитиче...

Шамбала

News image

ШАМБАЛА, Шамбхала, в зап. лит. тж. Шангри-Ла (санскр

Ранние эпохи

News image

Еще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии может служить старинная традиция присвоения архетипам планет определенных ме...

Корни эзотерических событий

News image

Интересен следующий момент из Евангелия от Иоанна: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их»...

Главная Антропософия Духовная природа человека