Взгляды и нравы:

Основные положения материалистического учения о д

News image

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как частьматериалистической философии. Вершиной античного материализма былатомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и...

Материалистическое и идеалистическое понимание ду

News image

Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, какдух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с темнакапливается некоторый конкретный материал об...

Философия жизни

News image

Течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу ми...

О трагическом чувстве жизни у людей

News image

В нас ежеминутно рождаются и умирают темные сознания, элементарные души, и эти их рождения и смерти конституируют нашу жизнь. Когда он...

Философия и эзотерика:

Художник, философ, пророк…

135 лет тому назад, 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было с...

Династия Далай-лам

Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543–1588) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан-хана, одного из наиболее ...

Авторизация





Антропософия. Враждебное учение?
Эзотеризм - Антропософия

58. антропософия. враждебное учение?

Читая работы Штайнера, не может не броситься в глаза его упорное желание поведать человечеству «истину» о Христе и христианстве. Вот. Что пишет Р. Штейнер о совместимости антропософии («духовной науки») и официального христианства: «… духовная наука хочет не основать религию, а более религиозно настроить душевную жизнь… она как раз ведёт к Христу как Сущности, стоящей в центре религиозной жизни»; «Духовная наука не хочет заменить христианство, она хочет быть инструментом для постижения христианства. … Духовная наука не хочет заменить христианство чем-либо другим, а хочет только помочь понять христианство глубже и сердечнее»; «Странную ошибку совершают те, кто борется с духовной наукой с точки зрения христианства. Пусть однажды спросят у духовной науки, борется ли она с тем, что можно найти внутри христианства? Она подтверждает всё, на чём зиждется христианство. Но к этому она добавляет и нечто другое. Запрещать это другое не значит настаивать на христианстве, но это значит настаивать на ограниченности христианства». Как видим, по мнению Штайнера, несогласие христианина с «духовной наукой» является ошибкой, однако основанием для этого несогласия служит критерий истинности учения, предложенный в Священном Писании (заметим здесь, что Штайнер очень любил цитировать Библию в своих работах): «… если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Можно ли принимать «благовестие» Штайнера, если оно противоречит Священному Писанию? Является ли стремление основывать свою духовную жизнь на истине, а не на домыслах Штайнера признаком ограниченности христиан? Как видим из вышеприведенной цитаты, апостол Павел призывает следовать истине, отвергая ложь, при этом ложью он явно считает то, что противоречит апостольскому благовестию.

Р. Штайнер подвергался резкой критике рядом русских религиозных философов. Наиболее убедительную критику Антропософии дали прот. С. Булгаков и Бердяев. Они указали на гностический характер доктрины, согласно которой человек призван освободиться от власти космических сил материи. В то же время пантеизм Антропософии не признает за личностью человека подлинной реальности и ценности. Ее конечная судьба – полное растворение в Божественном. Штайнер много писал о Евангелиях, трактуя их в гностическом смысле. Еще один русский философ и педагог – Василий Зеньковский – замечает, что «Учение о человеке у Блаватской представляет довольно беспорядочную сводку разных идей, эклектически взятых из индуизма и так называемой «герметической» литературы. У Штейнера все это несколько переработано, но основной дефект остается: мотивы и основания разграничения разных «сторон» в человеке и у него необычайно шатки». «Антропософия себя именует «духоведением», хотя она есть учение о темной духовности в человеке: антропософия не знает тайны человека в его целостности и в его личном отношении к Богу, а базируется лишь на том, что мы в дальнейшем будем именовать «темной» духовностью». В.В. Зеньковский в своей книге о христианской антропологии посвящает отдельную главу Р. Штайнеру и его антропологическим взглядам. Вот мнение об учении Штайнера Ивана Ильина: «Выдвигаемая Штейнером «Антропософия» – учение враждебное и настоящей философии, и подлинному искусству». Борис Вышеславцев, блестящий знаток европейской философии, также свидетельствует, что “Штейнер всецело во власти сумбурного подсознания, его сознательная мысль архаична и инфантильна, для научно-философского и мистического эзотеризма он вечно остается непосвященным. Штейнер грезит и видит сны; это драгоценный источник познания, но бывают «вещие сны» и бывает бред. Примером такого бреда может служить христология Штейнера». Современная критика Р. Штайнера с церковной стороны содержится в книге диакона А. Кураева «Сатанизм для интеллигенции» В данной книге вальдорфской педагогике посвящена целая глава под красноречивым названием «Сделано в секте». А. Кураев понимает Р. Штайнера как ученика Е. Блаватской и члена мировой антихристианской оккультной организации и т. д.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Древний эзотеризм:

Что такое Каббала?

News image

Каббала – древнеиудейская эзотерическая традиция, основоположником которой на гиперборейском этапе развития человечества являлся Адам, а н...

Истинный и ложный гнозис

News image

Далее необходимо различать такие понятия как истинный и ложный гнозис. Главным критерием, помогающим отличить первый от второго, является ...

Шумер и Вавилон

News image

Двуречье — благодатный край, не без оснований считающийся родиной цивилизаций , по крайней мере тех, которые принято называть авраамитиче...

Материализация

News image

КАЛИОСТPО (Cagliostro), Александр, самозванный граф, собственно Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo, 1743-1795). Как ни странно, его биогр...

Главная Антропософия Антропософия. Враждебное учение?